Иисус Навин 11

Победы, одержанные израильтянами, вновь ввергли их в войну. Однако объединение всех врагов израильтян послужило лишь тому, что все они были преданы в руки израильтян. Если Бог отказывается от мира, то лишь потому, что желает победы. Нам открывается новый принцип. Бог ни в коем случае не допустит, чтобы мирской оплот силы стал оплотом Его народа, ибо Его народ целиком зависит от Него. Взятие Асора, естественно, привело бы к тому, что его сделали бы резиденцией правителей и средоточием влияния на управление Божие, так что этот город мог стать служителем Богу, как прежде служил мирскому, “ибо Асор прежде был главою всех царств сих”. Но случилось совершенно противоположное. Асор был полностью уничтожен. Бог не пожелал оставить следов прежней власти. Он хочет все новое. Центр и источник силы должен быть только в Нем — полностью и исключительно. Это важный урок для Его сынов, если они сохраняют свою духовную целостность. В каком-то смысле завоевание земли обетованной казалось завершенным, иными словами, уже не оставалось внешних сил, способных противостоять Израилю или образовать царство. Однако у израильтян было еще много врагов на этой земле, которые не прекращали досаждать им, пока израильтяне оставались верными Богу своему, но которые научили народ Божий многому, что впоследствии способствовало их грехопадению. Израильтяне поделили завоеванную землю и успокоились от войны. Только когда все будет закончено, мы сможем подсчитать свои победы, но не прежде, а до тех пор нам следует лучше задуматься над тем, как завоевать больше. Мы можем заметить здесь, что действия Бога привели к тому, что грех, совершенный израильтянами до их нападения на Гай, по-видимому, был изглажен и даже способствовал достижению Его целей. И в то же время он задержал их и был наказан. Однако Бог осуществлял духовное возрождение израильтян, возвращая им ту уверенность, какая свойственна верующим. И основная цель Его отношений с ними не встретила никаких препятствий. Речь идет не о прощении, но о сладостном и глубоком утешении, которое тем более приводит нас к поклонению. Прегрешение, совершенное израильтянами в случае с Гаваонитянами, кажется мне куда более серьезным. Оно не задержало их побед, но, вызванное действиями Иисуса Навина и начальников общества, оно навсегда поставило израильтян в ложное положение относительно тех, кого они пощадили. Главой 11 завершается первый раздел данной книги, то есть история побед Иисуса Навина (символизирующих силу Господа, действующую с помощью Духа, которая помогает народу Божию завладеть землей обетованной).