Введение

Моисей умер и был погребен Господом. Это не служит объектом плотского почитания для народа, который во всякие времена был готов впасть в такой грех, когда имя Моисея воздавало бы им славу, желанную для плоти, поскольку они постоянно противодействовали ему, когда его присутствие по воле Божией мешало исполнению их плотских замыслов. Моисей был человеком, прославленным Богом, которому едва ли можно было найти равных (за исключением, конечно, Того, с Кем никто не может сравниться), однако Моисей тем не менее был всего лишь человеком и не был лишен тщеславия. Милостью Божией мы до конца рассмотрели все пять книг Моисеевых. С одной стороны, они представили нам те великие принципы, на которых основаны в их великих основах такие отношения человека с Богом и Бога с человеком, как искупление, жертвоприношения и тому подобные, а с другой — освобождение избранного Им для Себя народа, а также те различные условия, в которые были поставлены Израильтяне либо благодатью в форме обетования во времена подчинения закону, либо управлением Божиим, осуществляющимся через особого посредника Моисея. Благодаря этому мы имели возможность проследить жизнь израильтян в пустыне, познакомиться с образцами принадлежностей скинии, которые впоследствии должны были открыться всем, узнать о жертвоприношениях и священнодействии, о средствах общения с Богом, предоставленных грешникам, в которых действительно недостает символа нашего совершенно свободного приближения к Богу (ибо тогда завеса еще не была разодрана), того символа, в котором нам открываются наиболее интересные подробности небесного. И, наконец, мы увидели, что Бог, решительно оправдав в конце странствий по пустыне Свой народ и благословив оставшихся в живых, несмотря на попытки их врагов воспрепятствовать этому, объявляет, при каких условиях израильтяне всегда будут владеть землей обетованной и насладятся Его благословением в ней, свободой и благодатью щедрого дара Божия, но при этом предостерегает и от последствий в случае непокорности, одновременно открывая Свои цели в отношении израильтян, те намерения, которые Он исполнит ради Своей славы {Эти символические откровения в данных книгах Моисея, хотя и вплетены в ткань истории Израиля и касаются непосредственно избранного им народа, тем не менее бесценны и для нас; однако в них не говорится об особых привилегиях христиан и Церкви Божией, данных высшей благодатью}. Все это подводит нас к событиям, связанным с овладением израильтянами землей обетованной под предводительством Иисуса Навина. В то время, как в книге Числа показаны духовные скитания по пустыне с целью испытания плоти, эта книга весьма интересна как наставление (поскольку она в символах показывает нам борьбу наследников небесного с духами злобы поднебесных), в то время как мы вошли в них с полным правом, однако должны завладеть ими силой, которая преодолеет врагов, не желающих впускать нас, но это другая сторона христианской жизни. Христиане благословлены всеми духовными благословениями в небесах подобно тому, как израильтяне имели временное благословение на земле. Нетрудно понять, что если бы мы правильно использовали (в чем я не сомневаюсь) наименование Ханаан в качестве метафоры, которая в переносном смысле означает покой народа Божия, тогда было бы ясно, что то, о чем идет здесь речь, вовсе не покой, а духовная борьба, которая обеспечивает истинным верующим наслаждение обетованиями Божиими. В конце Послания Ефесянам говорится о том, что явно указывает на положение Израиля, представленного в данной книге. Святые в церкви, которые ожили и воскресли вместе с Иисусом, вели брань на небесах, поскольку для населяющих эти небесные места, церковь является свидетельством многосторонней мудрости Божией. Следует заметить, что если Иордан символизирует смерть, а Ханаан — покой и славу, то как недостаточно распространенные в христианстве взгляды отражают надлежащее положение христианина, ибо переход через Иордан и последствия его символизируют войну. Ангел Господень выступает с обнаженным мечом, как военачальник воинства Господня. Это позволяет нам увидеть, что христианин обязан осознать, что он умер и воскрес на земле и имеет место на небесах во Христе, что именно в этом положении ему приходится вести свою истинную брань.