Иисус Навин 2

Во второй главе содержится интересная история о блуднице Раав. Как прекрасно видеть, что благодать Божия с самого начала пути воздвигает свои собственные указатели, чтобы глаз верующего смог увидеть, где можно отдохнуть, в то время как Бог был вынужден ограничить Свое общение с человеком до времени, когда драгоценная кровь Христа даст этой благодати полную свободу действий! Семя женщины, семя Авраама, семя Давида — оно сужалось все более и более. Обетования, даже относительно правления Божия, уступили место закону до того времени, когда незначительный остаток израильтян, гордый соразмерно своей скудности, станет тем сосудом, в котором будет заключен еще меньший остаток верных, ожидающих искупления израильтян. И какие же ничтожные мысли, хотя и верные (если сравнивать их с упованиями Авраама и торжественными заявлениями Еноха), обнаружились в сердцах этих почтенных святых! Всегда совершенный, всегда драгоценный Господь мог сказать (это можно понять, хотя глубины Его души недосягаемы для нас): “Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!” Но эти указатели для верующих существовали всегда. Если Бог действует, Он всегда выходит за рамки существующего домостроения и переходит границы установленных Им отношений с человеком. Именно таким образом проявляются божественная сущность Иисуса и божественные права Его Личности. Он единственный был послан к потерянным овцам дома Израилева. Этим и ограничивалась Его внешняя связь с людьми. Но если верующий уповает на милость Божию, то может ли эта милость отрицать себя или ограничиваться только теми, которые временно являлись единственными объектами Его домостроительства? Нет, Христос не мог сказать, что Бог не добр, что Он не добр до предполагаемой вами степени. Как может Бог отрицать Себя Самого? Сирофиникиянка получила то, что просила у Господа. Это драгоценная привилегия веры, которая знает и признает Бога во всех случаях, которая почитает Его таким, каков Он есть и всегда находит Его таким, каков Он есть. В чем же проявилась вера Раавы, которую апостол Павел приводит в пример? Она явилась замечательным доказательством того, что Бог действует в милости, которая превыше всякого закона; такая благодать, переходя границу, предписанную человеку законом, хотя даже в этом случае сохраняет его влияние — влияние, которое способно проявиться лишь в осуждении! Какою тогда была вера Раавы? Это была вера, признающая, что Бог остается со Своим народом, пусть даже слабым и немногочисленным, каким он, возможно, был, когда не владел еще землей своего наследия, а скитался по пустыне, не имея родины, но оставаясь возлюбленным народом Божиим. Если Авраам верил в Бога, когда еще не было народа Божия, то Раав отождествляла себя с этим народом, когда израильтяне не имели ничего, кроме Бога. Она хорошо осознавала, что земля наследия принадлежит им и что, как бы сильны ни были их враги со всеми своими укрепленными городами и железными колесницами, их сердце растает от страха. Так всегда бывает с врагами Божиими, какими бы сильными они ни казались внешне, когда народом Божиим руководит Дух Божий, направляя его по пути смирения, отмеченному для них Богом. Поэтому живущая среди язычников простая, бедная женщина, окруженная худой молвой и презираемая представительница проклятого народа, обреченного на гибель, спаслась, а ее имя стало свидетельством славы Божией. Ее дом, который можно было узнать по надежной отметке — червленной веревке — становится убежищем и безопасным местом для всех, укрывшихся в нем и доверившихся данному обещанию.