Судьи 1

Таким образом, в начале книги мы видим злые дела и раздор, а также случаи простого и благословенного избавления. Но, увы, картина становится все более мрачной. Даже в поведении судей встречаются неприятные черты, и состояние Израиля все более ухудшается, пока, устав от последствий собственной неверности, несмотря на присутствие пророка и ясного завета Божия, они не отвергнут главенства Всевышнего, чтобы подчиниться человеческой власти и стать самим по образу мира сего, между тем как их царем был Бог! Эта неверность, разумеется, предвиденная Богом, стала той причиной, по которой Бог внедрил некоторые народы сверху народа Своего для их исправления. Присутствие этих народов само по себе было доказательством недостатка энергии Израиля и веры в могущество Бога, Который тем не менее предохранил бы их от их последующих несчастий. Но в мудрости Своего провидения, Бог, знавший Свой народ, внедрил эти народы в среду их как средство их исправления. Израиль будет полностью благословен лишь при Мессии, Который Своим могуществом принесет им их благословение и Своим могуществом сохранит его для них. Увы, эта история Израиля в земле Ханаана соответствует также и о Церкви! Установленная небесным благословением на земле, она оказалась несостоятельной при осуществлении того, что было дано ей, и зло укоренилось в ней, как только были отняты первые могущественные орудия благословения, которые были ей дарованы. Дела шли все хуже и хуже. Время от времени происходило возрождение, но тот же принцип безверия все еще оставался, и упадок при каждом возрождении отмечал усугубляющееся закостенение во зле и безверии по отношению к той мере добра, которое, таким образом, было позабыто. Возрождение никогда не достигает той степени постижения того, что есть Бог, что Он открыл о Себе, как было тогда, впервые для Его народа, что было первичной силой откровения и действия Духа. Когда свершалось отпадение, божественное все больше утрачивалось. Той частью Его благословения, дарованной вновь, теперь пренебрегают и забывают о ней, в результате чего возрастает забвение Бога, а естество и мир вновь занимают свое место, но теперь не просто без Бога, но исключив Его и возвеличив человека и естество, удалившись от первоначального источника благословения и силы {Поразительным фактом человеческой истории является то, что первое, что человек всегда делал, когда Бог воздвигал что-либо для Себя, состояло в том, что человек это портил. Сам человек вкусил запретный плод; Ной напился; сыновья Аарона принесли чуждый огонь; Израиль сотворил себе золотого тельца; Соломон впал в идолопоклонство; Навуходоносор поставил своего истукана и преследовал непоклонившихся ему. Терпение же Бога, несмотря на все это, всегда воздействовало на душу}. Тем не менее у Бога всегда был народ Его, и Его верность никогда не подводила их, тайно или явно проявляясь в Его доброте и милости по отношению к Церкви Его, выраженной в открытой власти — той власти, которой он всегда должен был пользоваться. Это прискорбное чередование падений закончится с появлением Иисуса, Который завершит Его замысел, вознеся Церковь в ее небесной славе, замысел, о котором она должна была бы верно свидетельствовать здесь, на земле. Сила и участие Бога не оставляли Израиль во времена кончины Иисуса Навина. Это обнаруживается всегда, где бы ни проявлялась вера, чтобы воспользоваться этим. Это первая истина, которая представлена в данной книге. Именно это Павел сказал филиппийцам: “Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение!” Присутствие среди них Бога, благословившего уверовавших, иногда обнаруживается через победу над весьма могущественными врагами (глава 1,1-7), в другой раз путем получения особого благословения, “источников воды” (ст. 13-15) и в подробном исполнении их обетования. Прогнали даже филистимлян (ст. 18). И в то же время вера Иуды и Симеона, Ефрема и Манассии и всех колен пришла в упадок, и, собственно говоря, сократилась их сила и ощущение ценности присутствия Бога, а также их собственное посвящение Ему наряду с их ощущением зла, существующего среди их противников, — ощущение, которое сделало их пребывание среди них беспомощным. Что бесславит Бога и противно Ему, так это терпеть и щадить такой народ! Их безразличие к Богу было проявлением истинного неверия и явно порождало грех и разврат в израильтянах! Однако сами они этого не осознавали. Им не хватало духовной проницательности и веры, а источники зла и страданий находились рядом с этим народом, можно сказать, на земле обетованной, принадлежащей Богу и израильтянам.