Судьи 2

Увы! Если такое положение дел имело место среди израильтян и устраивало их, то наказание, подобное тому, которому они подверглись при Гае, неминуемо грозило им. И вот Ангел Господень (действующая сила Божия в среде народа Израиля) приходит из Галгала (символизирующего обрезание сердца, которое предшествовало победе и снова и снова закаляло душу, давая ей возможность преодолеть в столкновении врага) в Бохим, чтобы объявить израильтянам, что Господь больше не изгонит от них врагов, которых они пощадили, и тогда израильтяне подняли громкий вопль. Ведь Бог пребывал в Галгале! Какое блаженство среди всех этих проявлений и внутренних борений сердца, подвергнувшегося истинному практическому обрезанию, которое ощущает источник и влияние греха, чтобы осудить его пред Богом. И если плоть осуждена, мы даже в борьбе (а также в общении) можем радоваться силе Божией, чего Бог не может даровать плоти и греху. Это внутреннее умерщвление плоти является делом не внешней славы; оно не бросается в глаза, оно слишком маловажно и ничтожно в глазах людей, оно как бы унижает нас, но возвеличивает Бога и Его благодать, оно связывает сердце с Ним, позволяя нашей душе ощутить Его присутствие. Однако это не дает нам чувствовать себя сильным, напротив, мы чувствуем себя в полной зависимости (сравните 2 Кор. 12), но в зависимости от божественной силы, которая на самом деле вершит все, хотя Бог может осуществлять все это через определенные орудия, если Он видит в них пользу, а затем ставит перед человеком определенные обязательства. У Иерихона Бог делал все, чтобы показать (действуя непосредственно, без человека), кто истинный исполнитель всего; при Гае Он указал человеку на его ответственность перед Ним. В Галгале не была явлена сила. Силою Бог воздействовал на Аморреев, обитающих в горах, на жителей Гаваона, однако в Галгале накапливали силы. Исторически сила Божия, по-видимому, не была явлена в Галгале. Если бы Бог явил ее там, то это подорвало бы надлежащее дело в Галгале, то есть осуждение и смирение пред лицом Божиим всего, в чем проявляет себя плоть. Но когда израильтяне покинули Галгал, то обнаружили, что Ангел Господень был там. Это вызвало их слезы. Но то были слезы по утраченным благам. Возможно, в Бохиме Бога еще чтили, поэтому Его отношения с жителями Бохима остались прежними, и Он относится благосклонно к их слезам. Но какая разница! Там нет силы и света лица Господня. Но на Него всегда может рассчитывать верующий, как и тогда, когда море расступилось пред лицом Его и Иордан отступил. Чувствуется печальное положение всего этого, однако успокаивает сознание того, что Его благодать не может отступить и не отступит (смотрите Суд. 6,13-14). Эта перемена от Галгала до Бохима является ключом к этой книге. Увы, такое положение чад Божиих слишком часто повторяется! Святой Дух, изложив эти общие основы, продолжает повествовать об историческом развитии положения израильтян. Во все дни Иисуса и во все дни старейшин, жизнь которых длилась и после Иисуса Навина, израильтяне служили Господу. То же самое повторилось и с Церковью. Пока апостолы Иисуса были живы, она действовала должным образом. Однако и апостол Павел (Деян. 20,29), и апостол Петр (2 Пет. 2) одинаково предостерегали святых, что неверие и непокорность, к несчастью, последуют по их отшествии. Эти начала греха уже тогда имели место. Связь и общение с неверными (дело рук дьявола) и стали теми предпосылками, благодаря которым грех распространился среди израильтян и опутал их. Господь говорил об этом (Матф. 13), но относил это не к церкви, а к доброму семени, которое Он посеял. Иуда далее развивает эту мысль, ясно и точно указывая на возможные последствия. Когда же восстал в Израиле другой род, не знавший Господа и не видевший всех великих дел Его, и стал служить идолам тех народов, которых израильтяне пощадили, Бог перестал защищать их. Не сохранив в душе своей веру, израильтяне попадают в сети внешнего врага. Но, как мы уже видели, Бог жалел страдающий народ Свой и воздвигал им судей, которые, признавая имя Его, вновь позволяли силе Его проявиться среди народа Израиля.