Судьи 3-5

Бог, зная, что представлял из себя народ Израиля и каковым было его состояние, оставил филистимлян, сидонян и другие народы на земле Ханаана, чтобы искушать израильтян, чтобы сыны Израиля могли учиться войне и набираться опыта, познавая пути Господни и Его управление. Поэтому премудростью и предвидением Бога, Который знает сущность человека, неверие израильтян было обращено в благословение. Внешнее благополучие, без испытаний, не избавило бы их от неверия, поскольку без них Израиль был бы лишен тех навыков и сражений, с помощью которых они могли бы познать Бога, Его пути и Его отношение к ним, а также свои собственные души. И мы проходим через те же испытания по тем же самым причинам. Теперь я остановлюсь на главных вопросах, представленных событиями этой книги. Гофониил, Аод и Самегар были поочередно первыми орудиями, которые Бог использовал для освобождения Своего народа. Прежде всего следует указать на падение народа Израиля, ибо как только израильтяне начинали служить чужим богам, они сразу же попадали в рабство. Очутившись в тяжком положении, они с воплем взывали к Господу. Именно таким путем всегда приходит освобождение (главы 3,9.15; 4,3). В последнем случае Господь отступает от Своих обычных путей. Народ Израиля становится бессильным и бездеятельным, неспособным решать даже свои внутренние проблемы. Таков результат их постоянных падений. Было утрачено ощущение Божией силы. В то время, о котором мы говорим, судьей Израиля была женщина. Это знамение всемогущества Божия, ибо Девора была пророчицей. Однако это противоречило обычным постановлениям Божиим и являлось позором для мужчин. Девора призывает Варака (ибо там, где действует Дух Божий, Он различает и направляет). Девора сообщает Вараку то, что повелевает ему Господь. Он соглашается, однако у Варака недостает веры, чтобы действовать как человек, получивший указания непосредственно от Бога и поэтому не нуждающийся в других. Только тот, кто непосредственно общается с Богом, осознает присутствие Бога и то, что Он вмешивается в ход событий, чтобы помочь Своему народу. Варак не желает идти один, без Деворы. Однако этот недостаток веры не делает ему чести. Люди сохранят положение, которое отвечает мере их веры, и Бог вновь прославляется через поступок женщины. У Варака достает веры, чтобы подчиниться в том случае, если окажется рядом тот, кто сможет положиться непосредственно на Бога, однако ее недостает, чтобы он сам был в состоянии сделать то же самое. Такое бывает слишком часто. Бог не отвергает Варака, но и не прославляет его. Фактически это ни в коем случае не доказывает истинную веру в Бога. Именно через веру в Него Бог прославляется. В данном случае налицо не прямое истребление врага, а дисциплинирование народа в войне с целью выведения его из состояния духовной слабости, до которой они дошли. Они начали с малого. Женщина стала орудием, ибо страх не прославляет Бога, и Бог не может позволить, чтобы Его слава опиралась на людей в подобном состоянии. Однако постепенно “рука сынов Израилевых усиливалась более и более над Иавином, царем Ханаанским, доколе не истребили они Иавина…” Обычно в результате такого действия Святого Духа (как в данном случае) проявляется добровольное принесение народа себя в жертву (глава 5,2). Но тем не менее Дух Божий показывает нам, что неверие среди народа побуждает многих оставаться в стороне. И таким образом люди теряют способность проявлять и познавать силу Божию. Суд Бога переходит в проклятие там, где наблюдается полное нежелание быть рядом с народом и поддерживать его в период слабости.