1 Царств 13

Саул царствует два года; затем он выбирает из израильтян три тысячи: две тысячи находятся с ним и одна тысяча с Ионафаном. Ионафан, верующий человек, энергично действует против врагов народа Божиего. Он нападает на филистимлян, но энергия веры (как она делает это всегда), действуя там, где враг укрепляет свою мощь, естественно, вызывает его враждебность. Филистимляне слышат об этом; Саул побуждается к активности и объединяет не Израиль, а евреев. Заметим здесь, что в Ионафане есть вера. Плоть, поставленная в положение вождя народа Божия, следует, правда, за толчком, который дала вера, но она не обладает ею, и это слово «еврей», имя, которое, какой-то филистимлянин, вероятно, дал народу, указывает на то, что Саул рассчитывает на объединение нации, как сложившегося единства, и признает связь избранного народа с Богом не более, чем какой-то филистимлянин. Эта позиция представлена нам в истории Саула. Это не умышленное противодействие Богу, но плоть, поставленная в положение свидетельства и использованная для исполнения дела Божия. Здесь мы видим человека, связанного с интересами истинного народа Божиего, осуществляющего дело Божие согласно тому, что потребности этого народа требуют по Его мысли, мысли истинной, что касается его настоящих нужд, но которая ищет поддержку себе в энергии человека, энергии, которой Бог не отказывает в Своей помощи, когда следуют Его воле, ибо Он любит Свой народ, но которая сама по себе никогда не превосходит по своему принципу, по внутренней, духовной побудительной причине плоть, которая является ее источником. Среди всего этого вера может действовать, и действовать искренне, и это как раз имеет место в случае Ионафана. Бог благословит ее, и Он делает это всегда, потому что она признает Его, а в этом случае (и это Его дар) потому, что она искренне стремится к благу народа Божиего. Все это нечто вроде начальной картины исповедующей церкви, которая предвосхищает с этой точки зрения истинное царствование Христа и в этом положении нарушает свою верность Самому Богу. Истинная вера среди подобной системы никогда не поднимается до высоты славы Того, Кто грядет, но она любит Его и привязана к Нему. Если церковь только исповедует Христа, она преследует Его, но те, кто действует в ней по вере, любят и признают Его, даже тогда, когда за Ним охотятся, как за куропаткой в горах. Теперь, следовательно, вера Ионафана побудила его напасть на филистимлян. Саул, который упрямо руководит народом пред лицом Бога, подвергается испытанию. Справится ли он с ним в этом случае? Вспомнит ли он об истинной основе, на которой покоится благословение народа? Поступит ли он, как царь-священник, и признает ли он в пророке истинную, верную связь между народом и Богом, — связь, важность и необходимость которой он должен был бы признать, ибо именно пророку он был обязан своим настоящим положением и властью, и тот дал ему доказательства своей миссии и своей пророческой власти, устанавливая его власть? Когда наступил критический момент, он совершает ошибку. Следует напомнить здесь свидетельства неверия плоти. Филистимляне разбиты. Этот активный и энергичный народ слышит об этом; нет ничего более естественного. Саул не имеет средств, отличающихся от средств филистимлян; он не взывает к Богу, не молит Господа, Бога Израиля; Самуил не упоминается в его молитве, хотя он и помнит о том, что Самуил сказал ему. Если филистимляне слышали, необходимо было, чтобы евреи тоже услышали. Израиль в страхе; Бог не отвечает на неверие, когда Его цель — подвергнуть веру испытанию. Саул призывает весь народ последовать за ним в Галгал, но народ скоро разбегается при слухах об объединении филистимлян. Саул в Галгале; там к нему вновь возвращается мысль о Самуиле. Больше не было так, как при обновлении царской власти. Сами обстоятельства способствовали тому, чтобы подсказать Саулу средства Самуила. Саул ждет его семь дней согласно его словам. Он ждет его достаточно долго, чтобы удовлетворить своею совесть. Естество может довольно долго поступать по этому принципу, но оно не ощущает своей слабости; оно не чувствует, что все зависит от Бога; оно не уповает на Него как на единственного, кто может действовать, как на свое единственное средство. Затем, так как Израиль принес ковчег в стан, Саул возносит всесожжение. Но если бы была вера в Бога, он понял бы, что, как бы там ни было, он должен был уповать на Него, что было бесполезно делать что-либо без Него и что, уповая на Него, он не рисковал ничем. Он думал о Самуиле, который сказал ему, чтобы он ждал, так что у него не было извинений; он помнил, что руководство и благословение Божие были с пророком. Но он считается с обстоятельствами; народ разбегается, и Саул пытается побудить Бога вмешаться Своим проявлением набожности без веры. Это был решительный момент; Бог упрочил бы его царствование над Израилем, основал бы его династию. Но теперь Он избрал другого царя. Заметьте здесь, что не поражение от филистимлян лишило Саула царства. Прегрешение имело место только между ним и Богом. Филистимляне не атакуют его. Достаточно сатане преуспеть в запугивании нас, чтобы заставить нас покинуть чистый яснуй путь веры. Самуил уходит, возвестив Саулу о помыслах Божиих. Филистимляне грабят страну, которая оказалась беззащитной, так как у народа не было «ни меча, ни копья». Какая картина состояния народа Божия! Как часто мы обнаруживаем, что те, кто похваляется своей принадлежностью к чадам Божиим, словно они стоят за истину и являются наследниками обетований, безоружны против врагов, которые обирают их!