1 Царств 18, 19

Но когда появляется Христос, остаток (ибо именно это представлял собой Ионафан) любит его, как свою душу, и этот Возлюбленный становится предметом всей его любви. Это, однако, в своем осуществлении не выходит за рамки личного царствования Христа. Ионафан представляет нам остаток, который любил его во время его унижения. Что касается этого мира, то так бывает всегда: есть остаток, который любит Христа и который желает Его царствования, хотя это кладет конец тому домостроению, в котором он пребывает. Здесь нет ничего от собственно церкви. Это остаток, который желает пришествия Христа. Саул, который кичился своим домом и хотел поддержать плотскими средствами, желает смерти того, кто должен прийти, чтобы установить царство. Так же поступали и евреи в отношении Христа. Вера Давида, победителя филистимлян, имела несколько отличный характер от веры Ионафана. Ионафан не отступает перед трудностями; он видит Бога Израиля и делает дело Божие, которое Саул не делает. Это истинная и сильная вера народа Божиего. Но Давид, царь, хотя и скрывающийся, но избранный и помазанный, встречает лицом к лицу грозного врага своего народа во всей его силе, один вид которого наводит страх на спасающийся бегством народ. Что самым трогательным образом характеризует веру Ионафана, так это его привязанность к тому, кто затмил бы его славу, если бы он смотрел на вещи, как люди, как поступал Саул. Но Ионафан поглощен своей любовью к тому, кого избрал Бог. Он видит в нем настоящего вождя Израиля, который достоин быть им, который, как бы презираем он ни был в настоящее время, должен процветать и царствовать от имени Бога. Также и достоинства Давида привлекают к нему Ионафана. Это была личная привязанность. Он был способен оценить, чем был Давид, и он забывает о своих собственных интересах, думая о нем. Голос и слова Давида проникают в его душу и привязывают его к царю, которого избрал Бог, когда он оставался еще в неизвестности и несмотря ни на что. Саул, вождь исповедующего народа и ревнующий ко всякому, кто мог бы занять его место и место его потомков, полон вражды к Давиду и покинут Богом; он становится орудием врага против Помазанника Господа. В конце концов он низвергнут, пораженный непосредственной и явной силой врага народа Божиего. Печальный конец для того, кто был сосудом благословения и орудием дела Божия, хотя это совершалось плотским образом. Бог заставляет сиять истинную славу Давида ярче сановного блеска Саула. Победы первого воспеваются, разжигая ревность царя. Теперь мы обрисуем вкратце черты веры Давида в этих новых обстоятельствах. Его рука никогда не поднимается против Саула; он послушно служит ему; он исполняет свой долг и терпеливо выносит преследующие его ревность и коварство. Бедный Саул, возмущаемый злым духом! Давид играет на гуслях, чтобы успокоить его, а Саул хочет убить его. Давид спасается бегством. Саул боится его, так как Бог, Который покинул его, с Давидом. Он удаляет его от себя, но от этого Давид еще больше на виду у народа. Бог по-прежнему действует, чтобы осуществить Свои замыслы несмотря на все плотские предосторожности человека. Давид осторожен; в нем мудрость Божия; Бог с ним во всех его путях. Энергичный и нетребовательный, всегда благословленный, он любим всем Израилем и всей Иудеей, перед которыми он действует с силой и превосходством веры. Саул желает обратить все это себе на пользу; он делает вид, будто почитает Давида, но лишь для того, чтобы столкнуть его с врагом, чтобы избавиться от него. Давид говорит о своей незначительности, и Мерова отдана другому. Мелхола дает Саулу возможность, кажущуюся ему более благоприятной. Давид, поскольку речь идет только о том, чтобы истребить силу врагов народа Божиего, соглашается на то, что предлагает Саул, и преуспевает. Саул все больше видит, что Господь с Давидом, и все сильнее страшится его — плачевное развитие плачевного состояния души! Между тем характер Саула не был лишен прекрасных естественных черт в те моменты, когда проявлялись его лучшие чувства. Но Бога в нем не было. Заступничество Ионафана оказывает влияние на его отца, и какое-то время все идет хорошо. Но Саул, покинутый Богом, не выносит, что Бог с Давидом. Начинается война, и Давид, истинное орудие Бога в том, что Он делает для Своего народа, наносит им поражение и обращает их в бегство. Здесь следует обратить внимание на то, что речь идет о филистимлянах; именно через них сила веры подвергается испытанию; именно здесь происходит сражение Бога и веры; именно здесь Давид всегда преуспевает, а Саул терпит поражение. Злой дух снова нападает на Саула, и Давид, который пытается помочь ему, едва не был убит. Он убегает и приходит к Самуилу. Заметим здесь, как отчаяние, вызванное эгоизмом и самолюбием, дает повод для воздействия злого духа на душу. Здесь вновь проявляется власть, которая, хотя и была скрыта, еще управляла судьбой Израиля. Давид признает ее, и когда он уже не мог больше оставаться у Саула, он никоим образом не склонен прославлять себя, восставая против внешней формы, которую Бог осудил в основе, но еще не уничтожил. Вместо того, чтобы воспротивиться ей, он ограничивается признанием этого проявления власти Божией, которая дала Саулу царское достоинство и от которой он сам получил свидетельство и сообщение о силе и воле Бога; он укрывается у Самуила. Туда за ним следуют Саул и его слуги, которые, так же, как их господин, испытывают на себе действие силы, которая не действует на их сердца и не направляет их; это сила, благословение которой Саул потерял. Какая картина бесполезного и испорченного сосуда! Иногда он подчиняется власти сатаны, иногда пророчествует о власти Бога, от Которого его сердце далеко и Которым он покинут: его поведение не безнравственно внешне; он творит зло лишь тогда, когда Помазанник Господа возбуждает в нем ревность и ненависть.