Введение

Третья и четвертая книги Царств показывают нам силу царской власти, установившейся во всей своей славе, ее падение и свидетельство Божие посреди развращения с подробностями относительно Иуды после отвержения Израиля до тех пор, пока не было произнесено Ло-амми над всем народом. Короче говоря, это было испытание царской власти, отданной в руки людей; речь идет не об абсолютной власти, к примеру власти Навуходоносора, а о царской власти, принимающей закон за правило поведения, каким было испытание народа, поставленного в связь с Богом посредством жертвоприношения. Кроме Христа, ничто не устоит. Хотя царская власть была ответственна за ее верность Господу и хотя она должна была быть подвергнута наказанию, когда она нарушала эту верность, в то время она была установлена по замыслу и по воле Божиим. Через трудности, препятствия и страдания пролагал путь к престолу не Давид, образ Христа в Его долготерпении, но царь, взошедший на престол и постоянно одерживающий победы, вынужденный оставаться воином до конца своей жизни, — и это символ того, я не сомневаюсь в этом, чем Христос будет при Своем пришествии посреди евреев, когда Он начнет грядущий век, покоряя Себе язычников, уже избавленный от мятежа народа (Пс.17, 43, 44), — теперь это был царь в соответствии с обетованиями и советами Божиими, царь, восшедший в мире, вождь народа Божиего, чтобы судить его по справедливости, сын Давида согласно обетованию и символ этого истинного сына Давида, который станет священником на своем престоле и построит дом Господень, и между ним и Господом будет совет мира (Захария 6, 13). Рассмотрим, каково было, согласно Слову, средоточие этой власти, ибо в ней воплощались ответственность и избрание, а также предвосхищение царства Христова. В седьмой главе второй книги Царств мы видели обетование о сыне, которого Бог даст Давиду, который будет царствовать после него и которому Бог будет отцом, а тот будет Ему сыном, который построит дом Господень и престол которого Бог укрепит навсегда. Таково было обетование, — обетование, которое, как его понял сам Давид, исполнится полностью лишь в лице Христа (1 Пар. 17, 17). Такова ответственность: «… если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих» (2 Цар. 7, 14), что Давид также хорошо понял (1 Пар. 28,9). Книга, которую мы изучаем, показывает нам, что эта ответственность была изложена Соломону в полной мере (9, 4-9). Псалом 88, 28-37 также очень ясно излагает нам две вещи, а именно: уверенность в советах Бога, о принятом Им решения и осуществление Его правления в виду ответственности человека. В первой книге Паралипоменон мы имеем дело только с обетованиями (1 Пар. 17, 11-14) по причинам, о которых мы поговорим, когда будем рассматривать эту книгу. Из всех этих отрывков следует, что власть семьи Давида устанавливается по замыслам Бога и избранию благодати, что прочность этой власти, зависящей от верности Божией, была, следовательно непреложна, но в то же самое время в лице Соломона семья Давида в то время была возведена на престол фактически при условии послушания и верности Господу {Таков общий порядок путей Господних: сначала Он ставит благословение под ответственность человека и затем осуществляет его в соответствии со Своими замыслами во власти и благодати. Однако следует заметить, что человек, как правило, не справлялся со своей ответственностью. Так было с Адамом, Ноем, с человеком под законом, с жертвоприношением, в данном случае с властью под законом, с Навуходоносором, с абсолютной царской властью и, наконец, также с Церковью. Уже во времена апостолов все преследовали свои собственные интересы, а не интересы Иисуса Христа. Несмотря на это Бог следует своими собственными благодатными путями, но Его управление всем в этом мире осуществляется по мере ответственности, однако это управление многотерпеливо и милостиво}. Если сам царь или его потомство нарушат верность, то исполнится суд Божий, суд, который тем не менее не помешает Богу выполнить то, что Он обещал Давиду. Третья и четвертая книги Царств содержат историю установления царской власти при этой ответственности, историю падения, долготерпения Бога, свидетельства Божия посреди краха, который был вызван неверностью первого царя, и, наконец, историю исполнения суда, ибо более долгая задержка лишь исказила бы сущность самого Бога и свидетельство святости Его. Такая задержка ложно свидетельствовала бы относительно того, что есть Бог. Мы увидим, что после царствования Соломона большая часть повествования относится к свидетельству пророков Илии и Елисея в Израиле и, в общем, к тому царству, которое полностью отошло от Бога. До полного падения Израиля об Иудее говорится мало. После этого не замедлил наступить крах Иудеи, вызванный беззаконием ее царей, хотя и были моменты подъема.