Введение

Хетувим, или Хагиографа, в которой я теперь не охватываю Даниила (хотя его книга имеет характер, отличающийся от других пророков), образует очень четкую и интересную часть божественного откровения. Ни одна из них не предполагает законченного и известного искупления в смысле слова Нового Завета, хотя, как и любое благословение, все основано на этом. У Иова единственный отрывок дает точное употребление выражения: «Я нашел умилостивление» (Кофер). Псалмы подробно излагают, как мы знаем, печали и страдания, в которых оно было достигнуто. Но искупление кровью известно через веру, когда свершено, или через иудея, или христианина. Исаия пророчествует о полном признании этого Израилем. Как мы знаем, тени его были также под законом. Но знание вечного искупления есть христианское знание, или же иудейское, когда они взирают на того, которого пронзили. До смерти Христа завеса была не разорвана, святое святых было недоступным. Было более или менее ясное представление о Спасителе — о том, что придет личный Спаситель, о благоволении Бога к тем, кто шел вместе с ним, и преданность веры в него и в его обетования. Но не было такого знания о грехе, при этом Бог был открыт, как раскрытого Богом, к осознанию исключения из его присутствия греха, как это есть сейчас, не было и знания о таком отказе от него, как примирившего нас полностью и навсегда с Богом силой этого и приведшего нас к нему. Книги, которые мы рассматриваем, не являются пророчествами об отношениях или деяниях Бога, за исключением того, что Псалмы выражают будущее избавление властью и судами Бога, но они есть пророчески данное изображение человеческих мыслей и чувств при правлении Бога {И они переходят к тому, что было Христовым в его унижении и страданиях, и, таким образом, становятся пророчествами его страданий, но в форме его чувств в них, и это бесконечно ценно для нас}, а объясняющее откровение Бога перед искуплением известно полностью. Действие в основном происходило в Израиле, и, следовательно, они являются в основном различным выражением путей Бога в Израиле. Еще и то, что исполнено там при раскрытых условиях и пророческих отношениях в прямом правлении, было тем, что в принципе являлось истинным для путей Бога повсюду, хотя там это показано особенно (вопрос человеческой справедливости также поднят там законом, совершенным правилом жизни для сынов Адама). Книга Иова представляет нам образец отношений благочестивого человека, который, несомненно, выше Израиля, с внешним миром и отношения Бога с людьми на их благо в этом мире зла; но затем это переходит, я не сомневаюсь, в чистый образ Израиля. Те пути полностью изображены в этом народе. Необходимо отметить, что, когда Иов практически чувствует невозможность для человека быть праведным перед Богом, он жалуется на страх и на отсутствие посредника среди них; а также — Елиуя, который говорит за Бога и объясняет не искупление, а наказание и правление. Такое Бог часто производил с человеком (гл. 33;36). Екклесиаст оценивает этот мир при том же самом правлении в его истинном падшем состоянии и поднимает вопрос, может ли каким-либо образом человек найти блаженство и покой там, где нет и следа знания об искуплении. Нет там и признанной связи с Богом. Всегда представлен Элохим (Бог), но никогда Сущий, благоговение пред Богом и исполнение его повелений, как долга человека, как такового. Песня песней показывает прямую связь с Господом, Сыном Давида, горячую любовь, которая связуется с Христом; книга Притчей — руководство, пронесенное через смешанное и запутанное положение, и здесь все основано на связи с Сущим; Бог (Элохим) упоминается только раз или два, что не влияет на это. (Смотрите более подробно примечание на следующей странице.) Но никто не помещает себя на основу известного теперь искупления. Они ищут искупления через власть. Послание к Римлянам, наоборот, начинается с откровения о гневе с неба, а не управлении, против всего нечестивого и неправедного, где была истина, против язычника и иудея {И отметим здесь, что Пс. 14, который он цитирует как подтверждение греха в Иудее, и Ис. 59 заканчиваются освобождением Иерусалима силой. В Рим. это соответствует настоящему оправданию кровью}, и приносит искупление, личное оправдание и праведность — праведность от Бога. Что касается язычника и иудея, то рассмотрено полностью и выявлено, как перед самим Богом, а гнев с неба — необходимое следствие, полное искупление кровью для неба, и высшая благодать, царствующая через справедливость и дающая нам место со вторым Адамом, Господом с неба, вместе с результатом для Израиля в будущем. Все ясно в свете, ибо Бог есть в свете — его вечное искупление и небесные места, хотя на время и земля будет благословенна. Но мы здесь — пилигримы и чужестранцы. Наше место и есть само искупление. Для родов Авраама и Давида было так: ничего не получали из обещанного или еще гонимого при правлении Бога на земле, так что при таком порядке вещей это было загадкой обоим, хотя конечное наследование земли, наследник и осуждение грешников, известные при откровении, озадачили их умы. Однако в книге Иова, Псалмах, книге Екклесиаста, которые выражают чувства людей при этом, такая загадка полностью обнаруживается. Преданность и вера в Бога могут преодолеть ее или стойко выдержать; пророческие утверждения могут разрешить ее; и она, эта земля, является местом ответа Бога, даже если их веру можно иногда заставить подняться над ней, она поддержана личным доверием к Богу. Но неизвестно настоящее установленное отношение с Богом, справедливым Отцом нашим через искупление в полностью новом месте, куда мы приведены той драгоценной кровью, пролитие которой прославило самого Бога и примирило нас с ним, хотя и в неискупленной плоти. Многое было изучено из того, что касается Бога, и это было наиболее ценным. Но подлинным результатом для Иова было побольше верблюдов, овец и красивых дочерей; в Псалмах суд над врагами и освобождение милостью, которая вовеки, и земля свободно установлены при законном правлении небес; у Екклесиаста говорится о том, что касается восприятия истинного результата правления, что человек должен благоговеть пред Богом, исполнять его повеления и оставить это там. Известное теперь искупление нельзя нигде найти. И какое различие, беспредельное различие это дает! «Поступаем в мире сем, как Он». Он, кто избавил нас, ушел к своему Отцу, его Богу и нашему Богу. Книга Притчей и книга Песня песней, как я сказал, имеют другой характер, хотя относятся к тому же самому явлению: книга Притчей — не человеческие чувства в этом событии, а Божье водительство через это опытом и мудростью божественно наставленной власти {Читателю очень поможет, что касается характера этой книги и книги Екклесиаста, заметка, что в книге Притч имя Сущего употребляется всегда, за исключением главы 2, где употреблено «Элохим» и «Бог свой, гл. 2,17». Но это не исключение; то есть это признанная связь с явившимся Богом Израиля, в то время как у Екклесиаста Сущий не упоминается, всегда — Элохим, абстрактное имя Бога без какого-либо намека на отношения: Бог, как таковой, в противоположность человеку и любому существу, и человек должен, естественно, определить свое истинное место и счастье как таковое, без особой открытой связи с Богом. В книге Иова издатель, если так можно сказать, или историк, который произносит диалоги, всегда употребляет имя Сущий; но в содержании книги Иова, по крайней мере, однажды, что касается правления Бога (гл. 12,9), Елиуй постоянно использует имя Вседержитель, Авраамово имя Бога, или просто Бог. Друзья обычно говорят — Бог, Елифаз, в частности, — Вседержитель, иногда это только — Он. Софар, я думаю, не использует имени. Диалог характеризуется Богом или Вседержителем}; книга Песня песней выносит сердце из всего этого, хотя еще в нем, не через известное искупление, а через преданную любовь к Мессии — к Израилю, через откровение, которое Он сам дает воистину из своей любви к ним, чтобы породить ее в сердце Израиля. Эта работа души имеет теперь место и в нас, так как мы в мире, но в сознании завершенного искупления и настоящей заботы святого Отца, совершенство путей которого, как видно в Христе, есть образец нашего поведения. Мы можем радостно воспринимать негодность нашего добра, зная, что на небесах у нас есть лучшее и прочное состояние и слава и счастье, потому что душа сознает свой необходимый конец, и любовь Бога излита обширно в наши сердца Святым Духом, данным нам. Это другой, и благословенный случай. Я думаю, эти общие заметки помогут нам понять книги, которые мы вскоре рассмотрим. Обращаюсь к самим книгам. После того, что я сказал, книга Иова не потребует долгого исследования — не потому, что не интересна, а потому, что, когда общая идея однажды уже схвачена, то интересна деталь, а деталь не есть цель нашего изучения. В книге Иова мы имеем одну часть этой работы души, которую дает данный раздел святой книги. Это не радостная работа, а работа души, которая, странствуя по миру, где есть сила зла, и не будучи мертвой во плоти, не имея того божественного знания, которое представляет евангелие, не являясь сораспятым со Христом, кто не обладает Христом в воскресении, не способна наслаждаться в мире, какими бы ни были его собственные конфликты, плодом совершенной любви Бога; но которая борется со злом или с неудовлетворительностью одним только добром даже во время желания обладать им; средствами же этих самых откровений свет Христа проливается на эти проявления и ожидания, и приход его Духа в благодати в них очень сильно ощутим. Слово учит этому; есть то, что мы есть, — не совершенные нами грехи; как это было в случае Иова, но душа сама поставлена перед Богом.