Иов 3

Однако еще не затронута глубина сердца Иова, а сделать так являлось намерением Бога, какими бы ни были мысли сатаны. Иов не знал себя, и до этого времени со всей своей благочестивостью он никогда не был в присутствии Бога. Как часто так случается, что даже в течение всей жизни сознание никогда не бывает перед Богом. Следовательно, мир, такой мир, который не может быть потрясен, и настоящая свобода все еще неизвестны. Есть желание о Боге, есть новая сущность; притяжение его благодати почувствовано; тем не менее Бог и его любовь, как это есть в действительности, неизвестны. Если сатана побежден (благодать Бога сдержала сердце Иова от ропота), то Богу еще нужно исполнить свое собственное дело. То, что буря, которую поднял сатана против Иова, была напрасна, вызвало симпатию его друзей. Бедное сердце человека! Честность и даже терпение Иова проявились, а сатане нечего было больше сказать. Один Бог может определить, какое сердце действительно перед ним; а отсутствие всякого своеволия, полное согласие с волей Бога, абсолютная покорность, как та, что у Христа, — все это мог проверить только Бог, и, следовательно, раскрыть ничтожность человеческого сердца перед ним. Бог сделал это с Иовом, открывая в то же самое время, что Он действует по благодати в таких случаях на благо души, которую Он любит. Если мы сравниваем язык Духа Христа в Псалмах, то часто находим понимание обстоятельств, выраженное почти одинаковыми словами; но вместо горьких жалоб и упреков, адресованных Богу, мы находим покорность сердца, которое признает, что Бог совершенен во всех своих путях. Иов был честен, но он начал создавать из этого свою праведность, которая явно доказывает, что он действительно никогда не был в присутствии Бога. Последствием этого было то, что, хотя он рассуждал более правильно, чем его друзья, и имел сердце, которое чувствовало гораздо больше, чем они, что есть Бог, он все же приписал Богу несправедливость и желание беспокоить его без причины. Смотрите гл. 19; 23,3.13; 13,15-18; 16,12. Мы также находим в главе 29, что его сердце обольщалось на его честном и великодушном пути самодовольством, прельщением, поддерживая этим свое себялюбие. «Око видевшее восхваляло меня». Бог заставил его сказать: «Теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь». Этими главами (29; 30; 31), которые выражают хорошее мнение о себе, Иов завершает свои слова; он излил все свое сердце. Он был самодовольным: благодать Бога потрудилась в нем прекрасным образом; но настоящий результат, через вероломство человеческого сердца, а не близость к Богу, которая обнаруживает это, должен был сделать его красивым в своих собственных глазах. Если (гл. 9) он признает человеческое зло (ибо кто может отрицать его, и особенно то, что обращает людей?), то только в горечи духа, потому что напрасно пытаться быть справедливым с таким Богом. Глава 6, как и все его слова, показывает, будь то гордость его сердца, которое не могло терпеть, что это найдено в таком положении теми, кто знал его величие, положении, которое своим упрямством породила гордость, или же будь то симпатия, которая в ослаблении оставила его в полном смысле этого, — именно присутствие и речь его друзей явились способом выявления всего, что находилось в его сердце. Мы также видим в главе 30, что гордость его сердца была выявлена.