Псалом 106

В пятой книге говорится о возвращенном народе, дано общее представление о путях Бога с некоторым божественным разъяснением всего этого, заканчивающееся так, как, несомненно, завершатся все его пути, — хвалой. Псалом 106 является чем-то вроде заголовка или предисловия ко всей книге. Он прославляет то, что милость Бога — это блаженное выражение веры — вовек, и она — в неизменной благости Сущего во все века от явления благодати во времена Давида. Хвала части восстановленного Израиля, восхваляющей милость Сущего. Псалом прославляет обе части избавления, в которых была явлена милость. Они избавлены от руки врага, их собрали от востока и запада, от севера и юга. Мы видим двоякий образ восстановления Израиля: избавление в земле и собирание их из окружающих со всех сторон народов. Но, собственно, темой псалма является благость Сущего. Пройдены различные испытания избавления любого рода (и того, как услышан вопль человека в скорби, унизившего себя своим безрассудством) с желанием, чтобы люди славили Сущего за его благость, его чудные дела для сынов человеческих. Израиль — яркое свидетельство и поучение в этом для нас. Сущий показывает их в их земле после возвращения, но еще добавляет и полное разрушение гордости человека. Он изливает бесчестие на князей, а бедного извлекает из бедствия и умножает его род, как стадо овец. Затем показан великий результат правления Бога: праведные радуются, всякое нечестие заграждает свои уста. Кто мудр, тот заметит эти пути Бога и уразумеет милость Сущего. Необходимо заметить, как всецело благость Бога, здесь повторяемая, явлена в конкретных событиях. И она остается его благостью, и имеет свою сладость, и она очень четко обрисовывает ту основу, на которой протекают наставления.