Псалом 134

Псалмы 134 и 135 прославляют Сущего, спасшего Израиль и сейчас пребывающего в Иерусалиме, и благодарят того, чья милость вовек — Создателя всего в благости, который сначала избавил их и вспомнил о них, чтобы освободить, когда они были унижены. Псалом 134 очень характерен, он дает замечательный ключ к толкованию книги, связывает ее с земными обетованиями Сущего в отношении Израиля, чтобы связать их историю в одно целое. Тема — аллилуйя — хвала имени Сущего. Он благ, и сладостно делать это; ибо Он избрал Иакова и Израиль в свою особую собственность. Затем Он (ст. 6) прославляется как всемогущий Бог, делающий все, что пожелает, всякий раз сотворяя что-либо; затем как тот, кто свершил суд над притеснителями Израиля и освободил его, и изгнал народы, и дал ему его землю. Сейчас его имя выступает в связи с Израилем и в противопоставлении идолам. Имеется два отрывка, в одном из которых Он сначала рассматривает Израиль навсегда под своим покровительством, а в другом — пророчески возвещает о спасении, когда они всецело и полностью пали, о чем говорится в Исх. 3,15; Втор. 32,36. В первом случае говорится от имени Господа Бога их отцов, Бога Авраама, Исаака и Иакова, когда Он посылает Моисея спасти их и возвещает, что его имя навеки, память о нем — из рода в род, а затем обещает избавление и введение в землю; после Он выступает под именем Сущего. Второй отрывок — пророческая песнь Моисея, когда он обрисовал иудеям их положение отступников, а их место — не место сынов Бога, если они оставили Бога, сотворившего их, и побуждали его к ревности к чужим богам. И Сущий скрыл свое лицо от них и из-за их человеческой гордости повелел, чтобы исчезла память о них среди людей. Затем, когда они будут беспомощными и мятущимися в себе, Сущий будет судить свой народ и умилосердится над рабами своими. Он свершит правосудие на небе и после будет повелевать им и радоваться со своим народом. Так что эти два стиха изображают первое спасение, намерение Бога и правосудие его, а также пути Бога в последние дни, к которым псалом привел нас. Таким образом, они дают ясный ключ к применению самих псалмов. Затем мы видим (ст. 15-18) осуждение идолов, к которым они прильнули, о чем говорилось в Втор. 32. Псалом завершается призывами к тем, о ком уже в целом говорилось, — к различным частям Израиля и ко всем, боящимся Сущего, благословить его: дом Израиля, Аарона, Левия и всех, боящихся Сущего, и ныне от Сиона; Сущего, о котором они могли сказать, что Он пребывал в Иерусалиме.