Псалом 17

Псалом 17 представляет нам связь Христа и, в частности, его (не искупающее страдание — что есть в псалме 21, а его) вхождение в печаль и смерть, и всю историю Израиля. Это связано с избавлением Израиля и окончательным осуждением, исполненным в их интересах на земле, с правом, которое Христос имел на это вмешательство. Несомненно, искупление было совершенно необходимо для этого, но его страдания рассматриваются здесь с другой стороны. Бог радуется ему, и воздает ему в соответствии с его праведностью, и спасает страдающий остаток, в страдания которого Он вошел, с ним. Одним словом, Христос — центр избавления Израиля — причина их освобождения из Египта, их полного и окончательного искупления силой в последний день, а затем — также их личный Спаситель. Он зависит от Иеговы, Он услышан, и его печали — пред нами, но в конце Он совершает во власти Сущего избавление своего народа, а затем являет полное свидетельство милости Бога (хесед) к своему помазаннику Давиду и его семени навеки. Милость здесь не является просто такой, как если бы говорили о милости к грешникам, а благословением и благодатью, которые явлены и которые присущи, чтобы быть примененными для благочестия в человеке. Это особенно отмечается в псалме 88, где из этих милостей, сосредоточивших в нем, это слово применяется лично ко Христу. Он — хасид (ст. 18). Следовательно, благословения, дарованные Израилю в конце (и, действительно, всем, кто имел их), называются так же: «неизменные милости, обещанные Давиду», что подтверждено вечным заветом, и воистину апостол является нам защищенным воскресением Христа, делая в этом псалме очень ясной их связь с его печалями о смерти. Этот псалом представлен нам также с прямым библейским свидетельством и примером самого важного принципа, касающегося природы всех псалмов и дающего ключ к их общему характеру и форме. Мы знаем из книг Царств, что поводом для этого псалма было празднование избавления Давида от рук Саула и всех его врагов. Но очевидно, что язык псалма не останавливается внезапно на каких-нибудь событиях в жизни Давида или что в своем главном смысле Дух Бога рассматривает даже то, что случилось с тем уже помазанным страдальцем, то есть Христом, кто дал повод для псалма. Дух Бога рассматривает обстоятельство, которое имеет личный интерес к тому, кого Он использует просто как пророка, как повод, чтобы выявить большую и более широкую картину, срединой которой может быть один Христос, давая значение целому, в отношении которого более близкое обстоятельство образует лишь частичную, хотя, возможно, и очень интересную, связь в цепи, которая ведет в результате к более полному изображению Бога и его путей. Так было со всеми пророками, только здесь это дано более пророчески. Вторжение Сеннахирима, например, является поводом для появления на сцене Ассура последних дней. Таким образом, пророчества имели глубочайшее применение в то время и стали орудием настоящего правления Бога, но были также откровением для последних событий на земле в тех же племенах и народах, в которых правление Бога будет полностью и окончательно проявлено. Они не подлежат слишком простому толкованию. (См. 2 Петр. 1,20). Они образовали часть великой схемы божественного правления. В Псалмах непосредственная причина и пишущий иногда полностью исчезают, никогда они не являются главной целью, но они не должны теряться из вида в изречениях, используемых как выражение личного чувства, которые не являются откровением объективных особенностей. В последнем случае убеждения и особенности пишущего имеют малое применение. Псалмы обязательно больше вводят личность автора, хотя верующие полагают, что Святой Дух использовал чувства автора, дабы довести их до других сердец, повелевая и исполняя в них работу, и увел пишущего своей силой далеко за черту того, что его уму мог дать какой-либо случай. Чувство, по своей природе соответствующее событию, которое могло положить начало псалму, было только поводом для того, что Святой Дух входил в автора, дабы осуществить божественную запись, чтобы вести чувства в будущем или раскрыть чувства Христа, имеющего отношения со своим народом. Они могут также быть чувствами автора, как это случалось в благости; но во всех случаях это предусмотрено для будущих дней или для пророчества, относящегося к самому Христу, и к тому, какое место Он занимает в деяниях Бога с Израилем, и, если пойти дальше и оценивать Псалмы в целом, к полному и открытому празднованию результатов этого. Псалом, как мы сказали, содержит всю историю Израиля и создан в то время, когда избавление от давления враждебной силы уже осуществлено. Но он отмечает особенно Сущего, самого Избавителя, и признает зависимость автора от него. Это основное положение псалма. Затем, как обычно это делается в Псалмах, он сообщает о всех обстоятельствах, которые ведут к тому, что отмечается в первом стихе или стихах. Мы видим Христа и то, что его объяли муки смертные, и устрашили его потоки беззакония, цепи ада облегли его, а сети смерти опутали его. Я не сомневаюсь, что эти слова были выражением того, что чувствовал Давид, как показывает стих 50. Однако, как я сказал, это было просто поводом. Содержание его относится к Христу. Он занимает его мысли, как в Гефсимании, через смертные муки. Это является основанием, заложенным для всех остальных. Следующий момент — зависимость и мольба. В своей тесноте Он призвал Сущего и воззвал к своему Богу. Он слышит его среди Израиля, его вопль дошел до него. Потом следуют результаты. Христос представлял здесь Израиль, ибо здесь и мы ничего не имеем общего с собранием. Из стихов 7-16 мы познаем о спасении Израиля из Египта могущественными деяниями Сущего. Но это еще не все трудности Израиля. Сила его врагов, которые были сильнее, чем он, в том, что касается плоти, должна была быть уничтожена. Это также было исполнено, и его привели в богатое место. И это привносит другой принцип — праведность, которой радовался Бог; которая, находясь абсолютно и совершенно только в Христе, как в живом человеке, характеризует, однако, остаток израильтян, в сердцах которых есть восторг о законе Бога. Этот принцип выявляется из последней части стихов 19-26. Христос — основа этого, но когда разделяет положение и печали своего народа. Он — Израиль в духе; и, следовательно, пока вся ценность его совершенства явлена пред Богом для них, то совершенство того, чья вся жизнь, отождествляемая с остатком, была благоприятна ему, мы должны рассмотреть место и положение остатка и самого Давида. Так как, хотя Христос вошел в это место остатка в своем совершенстве, чтобы дать им ценность этого совершенства пред Богом, приятного и угодного взору его, положение тех, к кому это должно быть отнесено, является тем, что, по существу, представлено нам в псалме. Следовательно, мы находим «и остерегался, чтобы не согрешить мне». Это — самое важное при обсуждении буквального употребления Псалмов, Христос мог сказать: «Чтобы не согрешить»; но лично сказать: «Чтобы не согрешить мне» — Он не мог. Дух благочестия (Христа) в остатке, работая таким образом, остерегает их от следования за плотью. Они признают, что если Израиль заблуждается (и так они делали все, но в общем-то только в принципе), то нечестивость их была в них самих; но они были хранимы от нее. Сейчас это истинно в сердцах — как раз то, чего хочет Бог. Мы четко выделили правление Бога в своем неизменном принципе (ст. 25.26). Сейчас Христос, приняв их, соединен с ними, с этими «дивными на земле», а вся ценность того, что пробудило восторг Бога в нем и что благодатью оживило их, была угодной Богу, хотя искупление и было последним основанием для этого. Но в их случае эта прямота и божественная внутренняя природа были показаны в воздержании от их естественного хода. Однако была другая часть этого правления — нежная забота об угнетенных, спасение их и унижение человеческой гордости (ст. 27). Во тьме будет свет. Для праведных поднимается свет во тьме. Сейчас перед нами предстала другая сцена — привнесение силы от их имени. И так как Христос принял муки вначале, то мы затем узнали об остатке в его собственном состоянии, однако Христос не отделился от них на пути, не потерял внимания к ним и связи с ними (потому что здесь не союз, то есть часть собрания), так что здесь Он также должен лично взять власть, так, как в евангелии по Марку Он был занят посевом и был занят жатвой, а все остальное время оставался без своего личного вмешательства или кажущейся заботы, хотя жатва уже была его. Слово Бога благо для всех, а сам Сущий был щитом для тех, кто уповал на него. Но сейчас Он дает силу и победу своему помазаннику для Израиля, начиная от стиха 29 и до конца. Несомненно, это язык Давида, но это, по существу, введение царства Христа. Нескольких замечаний будет достаточно, чтобы подробно охватить общий характер последней части псалма. Общая черта — безоговорочная победа. Но в стихе 43 необходимо отметить некоторые особенности. Здесь представлены три группы людей: народ — Он избавлен от мятежа его; иноплеменники — Он поставлен их главой; затем — народ, неизвестный ранее, с которым Он не был связан, как в Израиле, будет служить ему. То есть для Мессии, избавившего от мятежа и восстаний неверующих иудеев, поставленного главою иноплеменников, народ, неведомый ранее, будет служить ему — и теперь стал народом для него. Подчинение будет непосредственным, так очевидны сейчас его слава и сила. И даже там, где нет искренности или, по крайней мере, подтверждения этого, они будут сразу же служить, склоняясь пред ним. Это показывает, что есть золотой век. Здесь Сущий признан опять. Мы возвращаемся, так сказать, к начальному тезису псалма, пройдя с Израилем, или иудеями, в конце концов, через все трудности пути. Я не вижу здесь антихриста. Единственное слово, которое, возможно, говорит о нем, есть в стихе 48 — человек жестокий, но я предчувствую, что это внешний враг. Следовательно, он в почете среди язычников. Уничтожение антихриста приведет к восхвалению его среди иудеев. Здесь необходимо заметить, что, хотя и облаченный в силу Богом, Христос представлен зависимым человеком на земле, страдающим или торжествующим. Мы находим его (как мы могли видеть из изучения подробностей в стихах 4-6 в начале псалма) в его муках и испытании; и хотя частично представлен Давид, однако, по существу, опять со стиха 32 — Мессия. Между ними — Израиль, сначала избавленный как народ, затем в муках и бедствии. Затем утверждаются принципы правления Бога и приходит избавление. Очень интересно видеть после того, как была введена личность Мессии и показана его связь с благочестивым остатком, что вся история людей зависит от начала до конца от его внимания к ним, от того, что Он разделил их печали, страдал во всех их страданиях.