Книга 1

Первая книга в целом может быть разделена на отдельные части. Первые восемь псалмов образуют общее, вступительное единство по отношению ко всему собранию псалмов. Эта серия может быть поделена на первые два псалма, которые более частным образом закладывают основу всего, что выражено или чему учат псалмы 3-7 и, наконец, псалом 8. Вскоре я коснусь характера этих псалмов. Сейчас же продолжим разговор о структуре книги. Псалом 9 образует основу псалмов, которые заканчиваются псалмом 14. Они дают не основные принципы, которые лежат в основе всей истории Израиля в последние дни, а историческое положение остатка в последний день. Псалмы 10-14 раскрывают различные мысли и чувства, которые порождают то положение и обстоятельства, в коих находится благочестивый остаток. Псалмы 15-23 представляют нам Мессию, внешне входящего в обстоятельства благочестивого остатка, свидетельства Бога, страдания Мессии и последнее проявление его славы, когда Он признан Сущим по его возвращении. Об остатке в этой серии находим в псалмах 16; 19 и 22, но основной темой, которая затрагивается в них, за исключением псалма 18, где дается свидетельство создания и закона, является Мессия. Псалмы 24-38 представляют нам различные чувства при этих обстоятельствах. Вся книга завершается и полна истинным началом вмешательства Мессии в советах и замыслах Бога, местом, которое Он занимал в унижении, благословением, которое принадлежало тому, кто мог с божественным умом различать и войти в его скромное положение и положение праведного остатка, который был связан с ним (ибо это было действительно так, как изображают Псалмы). Исключительно важно, что, с одной стороны, некоторые псалмы представляют нам Мессию; но также важно и то, что духовные черты, которые создают красоту и величественность его характера в очах Бога, и привлекательный объект, который Бог желает благословить, тоже будут представлены нам так, что, с одной стороны, мы можем радоваться им, а с другой — пред нашим взором может предстать прочная духовная связь между Христом и остатком. Эта связь духовного характера и ее явления в Христе очень четко представлены нам в самом начале нагорной проповеди. Там благословение произносится тем, кто проявляет определенные духовные черты и качества. Это характеризует остаток; однако, если в них тщательно всмотреться, они окажутся духовным описанием самого Христа. Следовательно, мы находим его и остаток такими смешанными вместе во многих псалмах, в то время как некоторые, как я сказал, отчетливо представляют огромную основу для благословения в нем самом. Мы можем также почувствовать это различие отношений Христа с остатком Израиля и отношений собрания с ним. Отношения собрания начинаются тогда, когда осуществлено искупление, а Христос уже превознесен Духом, посланным на небеса, святые соединены там со Христом; а их знания как христиан проистекают из их положения как связанных со Христом вследствие осуществленного искупления, а затем в конфликте с миром. До знания об искуплении и по той самой причине святые могут сейчас пройти через познания, аналогичные, а в принципе и такие же, что и познания Псалмов, и найти затем огромное утешение от них; но их собственное место как христиан — в союзе со Христом {Следовательно, в Рим. мы также находим познания, потому что душа проведена через процесс, который приводит ее к свободе; в то время как в Еф. мы не находим познаний, потому что человек вначале виден мертвым в грехах, а затем присоединен ко Христу, возвышенному до десницы Бога. Фил. изображает нам почти исключительно христианский опыт}. Отношения Господа с остатком отличаются. Они проходят через свои испытания до познания искупления или его применения в силе к ним. Их познания — не плод союза {Союз принадлежит только положению собрания и через крещение Святым Духом. Мы все крещены одним Духом в одном теле. Тот, кто присоединен к Господу, есть один Дух. Союз в писании просто не относится к жизни (ср. Иоан. 14,20)} со Христом. Христос шел по тому же пути в благодати к ним не потому, что они были соединены с ним, ибо Он был один, но Он страдал в их страдании и притеснении миром. Смерть была пред ним, когда плоды карающего правления Бога были на них, проявляющиеся в положении, в котором тогда находился Израиль. Он явился в благодати, как мы видели. Страдая под нечестивым Израилем и притесняя язычников, как это будет с остатком в тот день, Он, следовательно, своим Духом пророчески связывает себя с ними во всех их печалях и подает голос своим Духом им на их пути к откровению искупления. Все это делает тон и смысл Псалмов очень ясным. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают», — сказано на кресте, когда работа по искуплению, плод благодати, продолжалась. Осуждение Израиля тогда было приостановлено, а Святой Дух благословенно принял этот призыв из уст Петра в Д. Ап. 3,17, где возвращение Иисуса к ним (как детям пророков и людям, в которых должно было быть благословение народов) было предложено при их покаянии. Эта благодать тогда не имела результата, но в последующие дни весь плод того креста и того призыва на земле будет благом, когда они покаются и воззрят на того, которого пронзили. Однако это требование (равно как и его конечное исполнение) было основано на работе по искуплению, осуществленной одним Богом, что покоилось на благодати и принесет благодать, и не в связи с его страданиями от людей, которые приносят суд людям, его неприятелям. Псалмы постоянно являют нам это последствие нечестия людей против Христа и такое желание остатка, что оно, может быть, наступило. Такого желания, выраженного Христом, никогда не найти в евангелиях. Он пророчит несчастья другим, дабы мешать тому, что входило; но это есть любовь к их душам. Нет призыва к суду. В Псалмах, с другой стороны, нет таких слов, как «Отче, прости им», хотя плод благодати, после его собственного избавления от рога единорога, раскрывается самым поразительным образом. Евангелие было хорошим известием об испытании мира и Израиля в любви Сыном Бога. Воплощением было вступление одного Христа на этот путь любви ко всем. Бог был во Христе, примиряя мир с ним самим. Ничего еще не было, ничто еще не могло быть тогда раскрыто. А было то, чем Он был лично в мире. Но остаток народа Бога должен пройти через эти печали. Единственно возможным способом их избавления было уничтожение их неприятелей. Мы уйдем от наших печалей, чтобы встретить Господа в воздухе; нам не надо желать уничтожения наших врагов для нашего избавления: мы имеем дело в евангелии с благодатью, с божественным Христом, что проходит через печали, и со славой. Остаток Израиля, следовательно, призывает к исполнению суда над своими врагами. Они имеют дело не с той божественной, высшей, изобильной благодатью, которая дает нам место рядом с Христом, очищение от мира (не от этого, как Он не был от этого, кого возлюбили до того, как мир был основан), а с правлением этого мира. Будучи, несомненно, объектами самой благодати (и явной благодати, потому что отвергли обетования в Христе, явленные им в истине Бога, и были заключены в неверие, так что они могли быть объектами милости), все же они являются народом, в котором сосредотачивается правление этого мира и в отношении которого оно проявляется. Следовательно, они ожидают суда и явления праведного исполнения такого правления, уничтожения притеснителя и нечестивых. Следовательно, Христос (который разделил и разделит в духе их печали, но был уничтожен сам вместо того, чтобы увидеть уничтоженными своих врагов, выполняя лучшую и более славную работу) просил не за мир, а за тех, кто принадлежит ему, чтобы они могли быть с ним, где Он. Иоан. 17 подчеркивает формальную противоположность двух систем. Он не вызовет огонь с небес — не исполнит справедливый суд. На самом деле, в нагорной проповеди подразумевается то, что Он был на одном пути с Израилем (как в Иоан. — то что мир не знал его). Однако христианский путь — это благо: поступать, страдать и принимать все терпеливо, как Он. Следовательно, проходя через страдания, Он мог быть только пророчески связан с желаниями и стремлениями после суда, которые займут свое справедливое место, когда придет время публичного божественного правления этим миром и время суда. Следовательно, в псалме 2 есть место, где мы находим его. Все псалмы построены на представлении об этом. Таким образом, остаток в страдании, взывая к суду, возвращается к нему, который, хотя никогда не искал суда для себя, все же страдал и будет искать суда для них и исполнит его — будучи самим средоточием той средины земного божественного правления. Он виден пророческим Духом при тех же обстоятельствах, и слышна мольба о суде. Однако увидим, что, как мы уже отметили, остаток, другие люди, что бы ни было, отмечены помимо самого Господа. В принципе, любой страдающий иудей мог так сказать; только, так как Христос страдал превыше всех, выражения, использованные в псалмах, где встречаются требования о мести, иногда возвышаются до обстоятельств, которые были буквально истинны в нем, в его печали на земле. Но отправной точкой для чувства всего, о чем говорилось, является любой благочестивый иудей в последние дни. Это разделил Христос. Собственное или исключительное личное применение к нему истинно, лишь когда оно доказано обстоятельствами и выражениями отрывка. Духовной отправной точкой всегда является остаток и его положение. Он просто связан с ними в уме пророческого Духа; хотя, что касается фактов, Он разделил более глубокую печаль, нежели все они. Следовательно, огромная прежде всего важность заключается в том, чтобы увидеть положение и необходимые мысли остатка в Псалмах. Христос просто связан с ними и их положением в благодати; хотя Он должен быть средоточием, превосходящим других, где бы Он ни был. В противном случае нет возможности понять Псалмы вообще. Все объяснение является лживыми, когда не рассматривается этот принцип или истина как его отправная точка. Когда мы встречаем пророческий и правительственный порядок, даже в Новом Завете, мы сразу же находим те же требования о мести. Это — суд, но не благодать. Души под жертвенником в Откровении желают, чтобы за их кровь была месть, а святых апостолов и пророков призывают радоваться разрушению Вавилона. Далее, важный принцип должен быть заложен так, чтобы при этом в каждом псалме, где благочестивый остаток может иметь место, то есть где личность Христа не является непосредственной темой (мы видели, что есть некоторые псалмы, как 2; 101 и другие, которые говорят лично о Христе), все не должно относиться к Христу, и, главным образом, сам псалом в целом, но относится к положению остатка и говорит об этом, а принцип деяний Бога с ними через Христа часто дается как великий пример печали страдающих благочестивых. И, следовательно, в обстоятельствах, к которым он относится, он может возвыситься настолько, чтобы буквально изобразить такие, через которые прошел Христос, чтобы показать то, как Христос вошел в их обстоятельства. Это последнее, очевидно, есть самая главная часть псалма. Но это не меняет принцип. Могут быть псалмы, где люди остатка вводятся косвенно, как объекты благословения, но отдельная часть может быть явно применима ко Христу, который только обеспечивает этот результат. У псалма 21 имеется отдельный и особый характер, потому что там Христос, говоря о страданиях, общих по своей природе, но не по степени в отношении его и остатка, проходит туда, где Он был совершенно один. Действительно, изображение их в противоположности — сама тема псалма. Благочестивые были, а остаток будет в страдании. Но благочестивые избавлены, когда взывают, так же будет и с остатком; но с Христом, совершенным в полнейшей печали, так не было. Так что Христос действительно здесь один; хотя для того, чтобы показать противоположность этого страдания другим, в которых святые могли быть и были, упоминается это последнее содержание страдания. Уже упомянутая особенность (что в псалмах, выражающих страдание благочестивого человека от людей, всегда есть взывание к мести со стороны говорящего, и так в жизни Христа — как это дается в евангелиях; то есть в соответствии с истиной, лично входя в мир и являясь свидетелем в мире, Он никогда не делает так, а напротив, на кресте и в своей жизни запрещает это, упрекая учеников в незнании действий духа) явно имеет самое важное влияние на наше осуждение, насколько и как мы находим живого исторического Христа в Псалмах в качестве прямого объекта. Теперь обратимся к подробностям. Внимательный читатель заметит, что в порядке псалмов первой книги, о которой я говорил, принцип, на который я ссылался, представлен полностью: то есть вначале идут обычные псалмы с каким-нибудь важным принципом или особенностью, а затем — серия, выражающая чувства и мысли остатка, порожденные ими. Таким образом, за псалмами 1;2 следуют псалмы 3-7, которые изображают положение вещей, как прочувствованное псалмопевцем, и которые связаны с псалмами 1;2, при этом Христос отвергнут (завершающий результат в Пс.8); {Пс. 8, являясь великим результатом, есть могущественное изменение в положении Христа в соответствии с заветами Бога, которое образует основу всего, что следует. На него ссылаются в Иоан. 1 в противоположность тому, что говорит Нафанаил, что относится к пс. 2. Это есть в Лук. 9 и параллельных отрывках, цитируется в Еф. 1, в 1 Кор. 15 и раскрывается в Евр. 2. Также в завершении Иоан. мы замечаем три черты, на которых основываются эти псалмы. Бог отстаивает в свидетельстве своего отвергнутого Сына. Он воскресает Лазаря, и Сын Бога восславляется таким образом. Он въезжает в Иерусалим как царь Израиля. Затем подходят греки, и Он говорит: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому»; но таким образом, чтобы занять это место в намерениях Бога, поэтому Он должен страдать и умереть. В гл. 13, следовательно, Он готовится занять свое небесное место. Псалмы 1,2, фактически являются предисловием ко всей книге, ибо его слава как Сына человека, хотя о ней пророчествуется здесь, когда Он познал ее, является другой частью славы Бога. Однако Он признан как таковой, так как Он всегда называл себя так здесь на земле} псалом 9 затем изображает положение дел в последние дни. Псалмы 10-14 — различные чувства остатка, связанные с ними. Далее нам представлены псалмы 15-23, Христос и все свидетельство Бога, и Христос на кресте, или искупление, чувства же, как результат этого, обрисованы в псалмах 24-38. Грехи впервые даны в псалме 24. Об испытании и избавлении говорилось и прежде; но грехи не могли быть признаны, кроме как с точки зрения и построения на основе искупления, когда Бог действительно учил народ. Так исторически на самом деле происходит с Израилем в последние дни; хотя об этом не говорится здесь. Я сейчас подробно рассмотрю то, что Господь может милостиво предоставить мне о псалмах первой книги. Я уже сказал, что первые два псалма закладывают основу всего собрания псалмов. Они показывают духовный характер, положение остатка и заветы Бога, что касается Христа — царя в Сионе; закон и Христа, две великих основы деяний Бога с Израилем. Псалом 1 — это описание благочестивого остатка и благословения, которое сопровождает их благочестие в соответствии с правлением Бога. Это благословение, кроме как в сердечном утешении и мирной полноте честного ума, никогда не было осуществлено; но оно дано тем же образом, как участь смиренных, когда Христос представляет царство (Матф. 5). Они унаследуют землю; но царство еще не установлено во власти {Но они рассматриваются как в последние дни, когда суд близко}. (Это тема псалма 2.) Следовательно, Господь в евангелии по Матфею говорит о страдании ради праведности. Царство небес — участь тех, кто поступает так; и если страдание — ради его имени, то тогда является само небо, а награда им велика {1Петр. дает то же различие, главы 3,14; 4,14}.