Псалом 39

В псалме 39 виден Христос не только в его прохождении через печали, которые окружали его путь, если Он рассматривал дело непослушного и виновного народа его любви, — печали, которые дали ему язык наставленного и предоставили ему возможность войти в печали испытанных и спасенных в последние дни, дать глас их воплю, подходивший их положению пред Богом; но в основном в избавлении, в котором, полагаясь на Сущего в этих печалях, была доказана верность Сущего, чтобы Он вышел к ним для ободрения многих, а затем благословенный ключ ко всей его истории в том, что Он взялся исполнять волю Сущего, при этом вся иудейская система законов завершается и откладывается. Он был совершенно предан Сущему в лице всего собрания Израиля, однако в глубочайшей печали и испытании. Так псалом завершается, и важно, что так, ибо тезис его — полное избавление. Таким образом, применение этого самого избавления к печалям Христа, которые были подобны печалям остатка, — самое ценное для остатка, когда печали в них. Но этот принцип отчетливо выявляется в псалме и делает его одним из самых замечательных в этой прекрасной книге. Он выявляет связь Христа с Израилем в остатке самым поразительным образом — закладывает ее как основание для всего учения Псалмов, хотя обстоятельства меняются после псалма 40. Я вряд ли должен упоминать, что в нем говорится лично о Христе, потому что апостол цитирует это как его слова, принимаясь за ту благословенную работу, которой были оставлены в стороне образы и символы и которая была улучшена, как он говорит нам, верующий навек. «Вот, иду», — слова добровольной жертвы Сына ему самому, чтобы исполнить волю Бога в его деле здесь, внизу, в соответствии с вечными предначертаниями Бога. Это благословенный промысел Сущего. Его же делом было — слушаться, но Он в совершенной свободной сознательности приносит себя, восторгаясь, с добровольным послушанием. В великом собрании Израиля, следуя своей службе Сущему, Он не уклонился (как бы Он ни был встречен) от проповеди справедливости — не удержал свои уста. Он был верен своему служению любой ценой, и, таким образом, Он провозглашал Сущего. Он не удержался, чтобы провозгласить перед всем Израилем его праведность, его верность, его спасение, его доброту и его правоту. Таковым было его служение. Затем все меняется с этим верным; ибо бесчисленные бедствия окружили его. Он ищет доброты и правоты Сущего, которому Он был верен. Но это еще не все, что бедствия окружили его, что люди искали его душу, чтобы уничтожить ее. «Постигли меня беззакония мои». Он говорит: «Так что видеть не могу». Конечно, у Христа это были беззакония других — всех спасенных, а также особенно Израиля, рассматриваемого как народ. В этом положении Он желает, чтобы те, кто ищет Сущего, могли бы восхвалять, говорить непрестанно: велик Сущий! Тогда другие постыдятся и посрамятся. Он отделяет благочестивый остаток, который ищет Сущего, от тех, кто, когда Он верно и с любовью явлен, есть враги тому, кто являет его имя. Таким образом, Христос завершает свое познание в этом мире, бедный и нуждающийся, однако заверенный в том, что Сущий печется о нем. Он не оставлен в том, что представлено здесь, но идет к месту через жизнь верности, в которой Он должен был испытать тот ужасный момент. Это — вопль, когда Он признает грехи перед тем, как жертва уничтожена или поражена. Он, в глубокой печали из-за своего положения, взывает к Сущему, но не в гневе, показанном в то время, когда Он не был услышан. Псалом изображает не гнев, скорее верность Христа в уповании на Сущего в печали, нежели поиск легкого, или наличие двенадцати легионов ангелов, или питье усыпляющей смирны, или уклонение от страдания по воле Бога, более, чем Он уклонился от взора человека, когда Он проповедовал это. Он терпеливо уповал на Сущего, и Он склонился к нему и услышал его вопль. Это было Его совершенство: никакого выхода из послушания, нет ни уклонения, ни сворачивания обратно или в сторону. Он ждал времени Сущего на пути совершенного послушания, и оно пришло. Время, как говорится об Иосифе, пришло, чтобы его дело было известным, но здесь не говорится, как или когда. Цель Духа здесь была в том, чтобы явить испытанным, что Он перед ними прошел по пути печали и был услышан. Мы можем сказать, что это было полностью в воскресении, но даже на кресте темный час прошел, и громким голосом Он мог предать свой дух своему Отцу, а свою мать — своему любимому ученику. Однако эти подробности, которые дает нам история, не пророчество; они не были доступны остатку. Они хотят знать, что будут услышаны, терпеливо уповая на Сущего. Если будут убиты, то ответ им будет в воскресении; если нет, то займут место Израиля в благословении, я не сомневаюсь, с Агнцем на горе Сион, пройдя (какими бы слабыми и колеблющимися ни были) подобные испытания и печали в верности Сущему в великом собрании. Тревожат ли их беззакония? Они не упущены. Они еще не знают искупления, но они знают, что тот, кто мог сказать: «Постигли меня беззакония мои», терпеливо уповал, был услышан и был спасен. Они ждут, уповая на милость Сущего, хотя мир еще не известен. Их беззакония постигли их, так что они чувствуют: как могут они надеяться на то, что Сущий спасет их? С ним прощение. И пред ним могут благоговеть. И псалом заверяет их, что тот в подобных глубинах был освобожден. Когда они воззрят на него, они осудят свои грехи в свете того, что Он вынес их, и они найдут мир, но основание мира заложено здесь в надежде для них. Сердце, падшее от греха и имеющее его, может искать спасения. Оно было найдено (каким бы неясным ни был их свет, но он будет), заложена основа надежды. Сравните Ис. 50,10.11, которая описывает это самое положение после того, что касается остатка, как Христос оправдан и поддержан. Но это не все. Мессия ставил себя в этой связи с ними. «И вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие, и убоятся, и будут уповать на Господа». Блажен человек, который надежду свою возлагает на Господа, а не уповает на внешнее благоденствие, не склоняется ко лжи. Так и в стихе 5 «о нас». То есть в стихе 1 мы имеем Христа, который уповал на Сущего и был услышан, извлечен из страшного рва и тинистого болота. Я не сомневаюсь, что сердце Давида воспевало это: это, несомненно, Христос в пророческом изображении. Но затем Христос отождествляет себя (хотя, как мы видели, выделяя остаток) с Израилем. Он говорит: «Хвала Богу нашему». Результат этого явлен в том, что многие видят это, боятся и уповают на Сущего. Он действует на остаток в последний день и ведет их к упованию на Сущего. Они могут также верить в избавление; и многие будут избавлены. Его благовестие справедливости великому собранию собрало маленькое стадо. Его избавление как страдающего будет благословенно для многих. Кто мне родил их? — говорит Сион в тот день. Это также может быть в десяти племенах, однако, как принцип, множество будет там. Во время первого пришествия Христа было не так. Он должен был быть презренным и отвергнутым в своей жизни и испытании. Стих 6. Это помышления об Сущем в благословении, что ведет к великой мысли, центру и основе всего — Христос приходит, чтобы исполнить волю Сущего. Сейчас мы можем объяснить, или, еще лучше, Дух Христа объяснил нам ценность исполнения им воли Сущего. Здесь мы видим не только больше верности Христа в том, что Он окружен беззакониями, постигшими его в его духе, как мы видели в Гефсимании, но и избавление. Мы должны помнить, что признание грехов над головой жертвы не было поражением или бросанием в огонь жертвы. Так, признание их Христом или осознание грехов, которыми Он осуждал себя как своими, не было ни гневом, ни его устранением из земли живой. Ужасно, должно быть, это было для него, как мы видим в евангелиях, и Он видел все, что приближается к нему по причине этого; однако существенно разнилось исповедание грехов и навлечение гнева из-за них. Его народ должен (не скажу, что поверхностно, но) знать об исповедании им грехов и о том, что грехи, которые Он исповедовал, были их собственными; и соделать это, пока благодать станет известна сполна, с ужасным страданием и осознанием грядущего гнева. И это, в частности, кроме внешних испытаний, составляет сходство между иудейским остатком и Господом. Гнев исшел в искуплении, и мы знаем, что Он претерпел столько, сколько мы никогда не смогли бы. В этом псалме далее мы видим, что Христос явлен по вечному слову Господа, чтобы исполнить волю Бога в человеке среди великого племени Израиля, глубоко страдающего вследствие этого, попадающего в страшный ров, однако при этом твердо уповающего на Сущего. Он терпеливо уповал на него, и вот извлечен из рва, и новая песнь вложена в его уста. Первые четыре стиха провозглашают великое событие: Сущий услышал его и извлек из страшного рва. Это урок всему остатку. Как блажен человек, уповающий на Сущего и не обращающийся к другим, дабы не уклониться ко лжи! Мы продолжаем чтение. Прекрасны советы Сущего: Христос грядет, чтобы исполнить его волю как человек, который желает соделать это, возвещает правду Сущего пред всеми. Это навлекает на него величайшее горе. Бесчисленные бедствия надвигаются на него, и, кроме того, находят его беззакония (беззакония его народа); но терпение его совершенно, и Он совершенен во всей воле Бога; и, как видно из начала псалма, Он спасен, что мы прекрасно знаем. Но, как уже сказано, псалом особенно отмечает его верность. Следовательно, мы видим его до завершения испытания, во время него. Чего Он просит, так это лишь то, чтобы нечестивые, его враги, были отстранены и чтобы бедные могли хвалить, радоваться и веселиться в Сущем. Прекрасно видеть его совершенное терпение в испытании, его решимость исполнить всю волю Бога и его поиск радости и полного благословения бедного остатка; при этом сам Он полностью зависим от Сущего и молится за его явление как Бога. Послушание и зависимость — две характерные черты обретения человеком божественной жизни по отношению к Господу. Здесь можно отметить, что свидетельство в собрании завершено, когда на него надвигаются бесчисленные бедствия. В предисловии к псалму говорится о страшном рве и что Он был извлечен из него, и мы знаем, что Он был послушен; но о его смерти здесь не упоминается. В самом псалме мы видим его пришедшим исполнить волю Бога, его верность Богу в жизни, как свидетельство его любви к нему, а также беды, которые надвинулись на него в конце, когда Он должен был понести бремя беззакония своего народа. Стих 4 являет остатку иудейского народа результат верности Христа для наставления и ободрения. Несколько слов о выражении «открыл мне уши». Оно значит не то же, что в Исх. 21. Там говорится о пригвождении уха шилом к дверному косяку; таким образом, человек стал рабом навсегда. Это относится и к Ис. 50, где имеет такое значение, что, будучи совершенно рабом воли своего хозяина, Он получал его повеление каждое утро. Здесь это «открытые уши» (то есть занял место раба). Но это Он сделал, как можно видеть в Фил. 2, став человеком. Следовательно, Дух принимает толкование LXX — «но тело уготовал Мне». Сравните Иоан. 13, (что соответствует по времени Исх. 21); Лук. 12,37 и 1 Кор. 15,28.