Псалом 62

Если псалом 60 был воплем уныния, а псалом 61 — верой и ободрением, упованием на Бога, то псалом 62 — это желание души, отринутой и далекой от святилища (так мы можем говорить о небе, ибо там мы видели силу и славу благоверия), но имеющей через веру благо в самой себе, возносящей хвалу как часть веры даже в пустыне, как туком и елеем насыщающейся. Этот псалом прекрасен, ибо вещает о Боге; а хвала рождена в душе и на все времена. Отметим две детали: во-первых, самые восторженные слова — ибо милость Бога лучше, нежели жизнь, и уста автора восхваляют Бога, хоть жизнь в пустыне и была печальной; во-вторых, так как Он был его помощью, то человек возрадуется его защите. Стих 8 описывает результат: его душа прилепилась к Богу, а десница его поддерживала его. Было страстное желание увидеть силу и славу, и он увидел это; настоящее насыщение души туком и елеем в спокойные ночные часы, когда все внешнее волнение утихает, а душа предоставлена себе. Те, кто искал душу праведного, дабы погубить ее, сойдут в преисподнюю, но царь возвеселится о Боге. Те, кто признает его имя, будут восхвалены, а те лживые и отошедшие от него устыдятся. И опять слово «царь» относится ко Христу в большей мере, нежели к остатку. Для него это было желание узреть славу, от которой Он исшел; для иудея это было в храме; для нас — Христос, который открыт нам верой, и мы увидели славу и святилище, в которое Он вошел. Между этим псалмом и псалмом 83 есть различие: желание заново побывать во святилище Бога; это желание от самого Бога. Там жилища Сущего, Бога завета, вожделенны; здесь сам Бог — радость, когда нет жилищ, куда можно идти {Для Христа и для нового человека мир — это пустыня, где нет чего-либо, чтобы освежить душу. Но божественное благоволение лучше, нежели жизнь, и мы можем хвалить, пока мы живем; наша душа при этом насыщается, как туком и елеем. Святой не в святилище, но увидел Бога в нем. Его желание о Боге самом. Христос мог буквально сказать так: «Он видел Отца» — мы увидели его в нем}.