Псалом 2

Следующая важная часть положения Израиля и правления Бога есть Мессия — намерения Бога, касающиеся его помазанника. Здесь они вводятся и образуют основную тему псалма; и опять мы находим себя в последние дни, когда права Христа будут использованы во благо, но против царей земли и всех угнетателей. Израиль здесь опять является средоточием и сферой осуществления этих намерений Бога. Помазанник должен быть царем в Сионе. Неприятели являются большими неприятелями из народов, а зло достигает, увы, глав Израиля, которые, как мы найдем — «умрут, как человеки, и падут, как всякий из князей» — «недобрый народ» (Пс. 42), как и сам Петр учил нас применяя этот псалом. Я сказал, что намерения Бога, что касается Мессии, являются здесь введенным для нас началом путей Бога, о которых говорится в Псалмах. Но псалом открывается восстанием народов, чтобы уничтожить его власть и Сущего, который устанавливает это, а отступники — иудеи, как мы видели, участвуют в этом великом восстании, увы, против Бога. Народы мятутся, люди замышляют тщетное, цари земли и правители вместе нарушали бы связи Сущего и его помазанника. Но это восстание приносит только гнев и недовольство, против чего все сопротивление будет тщетным. Тот, кто пребывает на небесах посмеется, Адонай {Господь, а не слово «Господь», которое обычно представляет Сущего в английском варианте; то, что придает Господу относительное официальное имя} насмехается над ними; Сущий, несмотря на все, помазал своего царя над его святой горой Сион. Таков, несомненно, план Бога — делать благо своей властью. Самонадеянность человека в сопротивлении только приносит его гибель. Но затем говорится еще больше. Этот царь, кто Он? Сущий сказал ему: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Это тот, кто — рожденный, можно сказать «сегодня», то есть рожденный вовремя — признается Сыном Сущего. Здесь дана не благословенная и самая драгоценная истина вечной сыновьей связи с Отцом, хотя она не должна быть разорвана с ней, как будто она могла без нее, а тот, кто — помазанник и то святое, рожденное в этот мир своим рождением с именем Сына Бога, — признается таковым Сущим. Следовательно, Павел говорит нам, что это вознесение (не вознесение снова) есть исполнение обетований, данных отцам, цитируя в подтверждение псалом. Он приводит другой отрывок для его воскресения и негреховности. Таким образом, Христос, рожденный на земле, Сущим признается Сыном Бога. Многое вытекает из этого имени. Он должен только просить у Сущего, а народы даны ему в его наследие и концы земли — в его владение. Он будет управлять ими железным жезлом и сокрушит их, как сосуд горшечника, — сокрушит непреодолимой силой, правя судом над всем, что бессильно и нечестиво восстает против его престола. Но это свершение суда еще не закончено. Псалом сам призывает царей к покорности и смиренному признанию Сына, чтобы они не погибли, если его гнев немного возбудится. Ему самому надо верить, а кто может претендовать на это, кроме Сущего? Этот вызов царям земли основан, заметьте, на установлении имени Христа для царского суда и власти на земле. Но помазан ли Христос царем на Сионе? Он был изгнан из него и распят на кресте для лучшего благословения и более высокой славы, чем Он даже имел с Отцом до того, как был создан мир, однако изгнан из Сиона, которому Он явил себя царем. Что касается народов и земного наследия, то Он еще не просил об этом; когда Он попросит, во время Отца, то Он, несомненно, даст это, а Его недоброжелатели будут его подножием. Он говорит (Иоан. 17), что просил не об этом, а о тех, данных ему из этого. Цари земли царствуют, многие терпят его имя, восставая еще, когда Он возьмет Себе Свою великую силу, а народы будут раздражены, и придет его гнев. Железный жезл еще не коснулся их — сосуд горшечника, разбитый, не является сейчас их образом. Господь еще не пробужден, чтобы презирать это. Они царствуют властью Бога. Но на Сионе еще нет царя. Христос отвергнут. Между тем, мы знаем, что Он — Адонай на небесах. У нас есть теперь великие начала истории последних дней, когда иудейский остаток ожидает суда, а нечестивые еще там, народы мятутся против Сущего и его помазанника, а тот, кто пребывает на небесах, смеется над их тщетным недовольством, Сущий воцаряет Христа на Сионе, более того, по его просьбе дает все народы в его наследство (подчинение всех будет исполнено силой, непререкаемым судом). Здесь нет печали даже в том, что касается остатка в псалме 1; а есть советы, и повеления Бога, и такая сила, что ей никто не может противостоять. В определенном смысле цари земли поднялись, а правители вняли советам, и — что касается земной власти — преуспели. Христос был отвергнут и не сопротивлялся. Где тогда рассматривается остаток на иудейском фоне истории этого мира? Какое место занимает он? Великие принципы, на которых они стоят, раскрываются в псалмах 3-7. Теперь легко увидеть, как первые два псалма образуют основу всей книги, хотя большая часть ее содержания заключает в себе последствия невыполнения их вовремя, к чему и относится это содержание. Действительно, в этом структура книги напоминает структуру великого множества псалмов: основное высказывание, утверждаемое в первом или нескольких первых стихах, а затем — обстоятельства, часто совершенно противоположные, через которые проходит святой, чтобы добраться до того, что выражено в начале псалма. Пять последующих псалмов раскрывают нам в общем и целом положение остатка, мысли и чувства, сотворяемые Духом Христа в нем при обстоятельствах, вытекающих в Израиле из его личного отвержения. На условия, в которых они находятся, нет ссылок до псалма 9. Следовательно, эти псалмы изображают работу Духа Христа в них в соответствующих плодах, чтобы изобразить положение благочестивого остатка, святого семени в Иуде, когда все разрушено. Нам явлены принципы их состояния, начала чувства, раскрытого в нем. И нет сильного выражения, которое проистекает при давлении обстоятельств; но изображается каждая духовная фаза, различные чувства, которые должны производиться Духом Христа в отношениях с Богом.