Псалом 77

В псалме 77 мудро и на основе важных принципов исторически обсуждается поведение всего израильского народа. Говорится не только об искуплении старого, к чему стремилась вера, но и об установленном уставе и законе, который заповедан отцам возвещать детям, чтобы направить пути Израиля. Но отцы были упорным и мятежным родом. Сейчас закон и свидетельство даны детям, чтобы дети не были подобны своим отцам; но они, увы, подобны, и их печальная история раскрывается. Бог поэтому наказал их; в отношении их путей было прямое правление Сущего. Однако они все еще грешили. В момент наказания иудеи обратились к нему. Тем не менее они только льстили ему своими устами, но сердце их не было пред ним, не были они верны его завету. Он же явил сострадание, а также простил, вспомнил, что они были его плотью. Однако после египетских знамений они снова забыли его; приведенные в землю обетованную, они обратились к идолопоклонству. Когда Бог узрел это, то разгневался и в гневе возненавидел Израиль. На основе правления Бога, под законом, свидетельством и сочувствующей милостью Израиль был полностью отринут, скиния оставлена, ковчег передан в плен и в руки врагов. Люди были преданы суду. Но любовь Сущего к своему народу в благодати не ослабла, а печаль, в которую они были ввергнуты, усилила эту любовь. Израиль пробудился от сна, и поразил своих врагов, и предал их вечному стыду. Но сейчас Он вмешался в благодати, в своей собственной любви к своему народу. Это было не владычественным благословением при условии послушания, а вмешательством благодати, когда непослушание, затронувшее правление, навлекло полное осуждение, несмотря на сострадание и милость. Теперь у высшей милости своя задача. Старые благословения сделали Иосифа естественным наследником; у него была богатая и двойная часть. Бог выбрал Иуду. Он избрал Сион. Это возвысило его. Это место любви в благодати, когда все пало под законом, даже при полнейшем сострадающем терпении и помощи. Он построил на Сионе свое святилище. Это не представлено прямо, как предмет избирающей благодати, но Он избрал Давида, когда он пребывал в очень униженном положении и затем пас его народ. В этом прекрасном псалме мы видим наиболее важные принципы, которые только возможны. Рассматривается Израиль, возвеличенный правлением на Сионе в законе, смешанном с состраданием, но Израиль окончательно отступился и был презрен, отринут. Произошел полный разрыв; при этом ковчег завета, связь между Израилем и Богом, место жертвоприношения, и его престол отданы врагу. Но Бог, чья высшая любовь к своему народу явилась во власти, чтобы избавить его, избрал Иуду, Сион, Давида и установил связь в благодати через избавление после падения. Вера помогает вернуться к делам Бога в искуплении, но не к поведению человека под законом. Псалом 77 противополагается псалму 76. Однако в Израиле это возвещается, чтобы указать на то, что благодать сотворит в последний день — ту ценность закона в сердце, которая побудит иудеев наставлять в этом своих детей. (Ср. Быт. 18,17-19; см. Исх. 34.) Милость снова поместила Израиль в условия послушания. Здесь их спасает сила, даже после того, как они пали, даже если при этом и явлен суд, но Бог поступает все же по своему намерению любви. Они по-настоящему никогда и не были под истинным законом; и скрижали никогда не были в стане. (Ср. 2 Кор. 3.) Лицо Моисея сияло лишь тогда, когда Он лицезрел Бога, когда он поднимался, во второй раз принятый в благодати; но для Израиля это было помещение их снова под закон. Благодать и закон появляются именно после того, как познаны смерть и презрение. Это невозможно изменить; это место, конечно, Моисей не мог занять. «Не заглажу ли греха вашего». «Изгладь и меня». Нет — был ответ; того, кто согрешил, изглажу. Это были закон и (как мы видим здесь, и как это определенно отмечено в 2 Кор. 3) разрушение.