Псалом 87

Псалом 87 помещает остаток иудеев в глубокое и ужасное ощущение нарушенного и лютого гнева Бога, который в справедливости обрушивается на сделавших так. Сейчас это не внешние печали или угнетение врагов, а то, что намного глубже: отношения между душой и Богом. И хотя правосудие Бога и раньше принизило его (и так всегда происходит с душой, которую посетил Бог, ибо что могут сделать люди, если Он не поможет?), однако это была только часть беды; но здесь смерть и гнев, являющиеся основной темой псалма, показывают ужасы гнева Бога для душ. Нет никакого утешения или замысла об избавлении от человеческого угнетения, каким бы ни был мрак для веры. Псалом завершается несчастьем, хотя его помыслы полностью с Богом; и таким Бог должен быть известен людям, пока не познана благодать. Израиль под законом должен испытать божественный гнев за нарушенный закон; и это верно. Но заметьте далее, что они еще в связи с Богом. Они были спасены, возвращены в землю, ближе к Богу и, следовательно, к ощущению того, чем является заслуженное ими положение. Это необходимо видеть, и видеть прежде всего нам самим, ибо спасение Бога можно узнать в общем и истинно, без желанной совести и знакомого божественного гнева, отделенного от совести. «Господи, Боже спасения моего!» — таково обращение псалма 87. Это придает ему весомость и истинный смысл, делает его более грозным предупреждением. Полное благословение свободы в благодати может быть неизвестно, но связь с Богом спасения — им самим, сознание необходимости сказать ему — знакомо вполне, чтобы сделать лишение его благоволения и ощущение его гнева самым ужасным перед всем другим. Что касается иудеев под законом, то их обстоятельства и правление могут еще большее иметь место здесь, ибо связь с Сущим имеет к ним непосредственное отношение. Лютый гнев Сущего — великое и ужасное бремя; и этот ужас Всемогущего, или, более точно, Сущего, испитие чаши духа, чувство осуждения от гнева у остатка при нарушении закона в тот день — вот тема псалма. Печаль посетила их ранее. Они страдали и были готовы умереть юными (неокрепшими), ибо действительно такова была их участь, отринутых, но сейчас восстановленных, приведенных в связь с Сущим, Богом их спасения; они должны чувствовать глубины их духовного положения между им самим и ними — гнев Сущего. Истинное восстановление, праведное приведение в благословение не могли быть без этого. Воистину гнев пребывал для их блага. Следовательно, в псалме есть вера, надежда, хотя нет утешения; ибо вот, когда милость известна, приходит к ним эта беда; когда они вступили в связь через ту милость, то ее ценность, как сказано, стала ощутима; как Иов, благословенный, познает затем для себя, чем был человек между ним и Сущим, когда возник вопрос о принятии справедливости. Гнев не будет пребывать с ними, ибо настоящая чаша его была испита Христом; но они должны понять это под законом, ибо они были под ним и притязали на праведность — по крайней мере, этот вопрос не был решен для них. Мне не надо говорить, как верно Христос испытал это в последний период своей жизни. Это величайшее событие в его жизни. Что касается непосредственной темы псалма, то необходимо заметить, что ужасы не всегда сопутствовали страдающему. Он был несчастен и истаивал; {Некоторые, как Венема, переводят — «из-за того, что отринул» вместо «от юности». Розенмюллер дает и то и другое. Сравните псалом 128} такой была его жизнь; однако сейчас он чувствовал, что душа его отринута, даже искренние друзья, которые прежде у него были, удалены рукой Бога. Так воистину было с Христом. Его ученики не могли следовать за ним в искушениях его. Он нес свидетельство им, которое до того было у них; но, просеянные, как пшеница, они оставили и отринули его. Такова была участь Спасителя; только не спасенный, а затем не освобожденный, Он действительно испил чашу, позволившую остатку избежать смерти, которой они боятся. Это станет для них уроком, чтобы знали праведность и спасение, но чашу гнева они не выпьют. Они услышаны и установлены свободными на земле. Этот псалом — гнев под законом; затем милость и благоволение во Христе, но еще остающиеся в обетовании. О настоящем избавлении через полное явление Мессии-Сущего миру и субботе Израиля говорится в следующей книге.