Псалом 88

Псалом 88. Мы отметили, что псалом 87 помещает Израиль, виновный в том, что был неверным Сущему, пред лицо его, под правосудие его в гневе, хотя и с верой в самого Сущего, — место, занятое в большей степени Христом и ради Израиля, но не только этого народа. Псалом 88 рассматривает другую сторону связи Сущего с Израилем; не народа Израиля, бывшего под законом, а обетований Сущего, данных Давиду. Заметьте, что на первом плане представляется не вина — несомненно, в обоих случаях это было основой положения, о котором говорится, — но гнев вместо спасения. Ибо Сущий был Спасителем Израиля, и посему вера еще рассматривала его; однако вместо исполнения обетования, данного Давиду, было оставление его. Нет и следа признания греха. Псалом 87 — жалоба о смерти и гневе, а настоящий (88), когда милость должна была быть основана навек, показывает, что завет пренебрежен, а венец повержен. Исаия (40-58) обращается к Израилю, обвиняя его: во-первых, перед Сущим в том, что поклонялись идолам; во-вторых, в том, что отвергли Христа (40; 48; 49; 58). Но здесь говорится о сетовании Израиля на самого Сущего. Не о злобном, как мне кажется, обвинении, но о призыве к нему, уповающий на то, чем Он был для Израиля. Сущий устанавливает эти связи, как мы воистину видели. Израиль есть Израиль и в земле (Пс. 84). Народы там — все разрушено; имеется в виду последний заговор против Израиля. Бог стал в сонме богов; среди богов вершил суд (Пс. 81). Сущий сам вспомнил о своих прежних милостях (Пс. 80,10-16). Вспоминается ковчег и Бог, пребывающий между херувимами — это было в пустыне (Пс. 79). Словом, вся книга показывает состояние восстановленного в земле народа, подверженного нападению, уничтоженного; храм снова разрушен (Псалмы 73-75,78). Состояние не просто иудейского остатка, жалующегося на антихристианскую нечестивость внутри, с которой они были соединены внешне или которая отринула их, а Израиля, народа (представленного остатком) с теми врагами, которые уничтожают дорогое ему; и следуют одобряющие пророчества о результате, несущие наставление высшей благодати в Давиде, когда они пали в своей верности как народ (Пс. 77,78), и они взывают к Богу (Элогим) как таковому в противовес человеку — к Всевышнему, но обращаются к Сущему (как своему собственному от Египта) с молитвой и требуют, чтобы рука его была на Сыне человека, отрасли {Сравните связь и замечательное противопоставление с Иоан.15. Два последних псалма книги представляют всю тягость положения дел для духа верного. Вместо блаженного народа представлено одиночество под гневом. Однако Сущий является Богом их спасения. Престол повергнут, но обетования милости не оставлены из-за вины, а даны Давиду. Итог подводится в следующей книге, в явлении Сущего, в явлении миру единородного. Эта книга основывается на пророческих словах в отношении Израиля; но не с тем особым состоянием, в котором иудейский остаток будет с антихристом, ибо они отвергли Христа, — их печали посему намного полнее выявляются в этом состоянии. Все это, как мы видели, есть в первой и второй книгах}, укрепленной для него (Пс.79). Словом, вся книга — об Израиле, имеющем все основания быть народом и действовать в своей земле, имеющем храм, вступающем в связь верой, но подверженном разрушительным нашествиям враждебных сил — Ассура и союзников, к которым, ввиду их успеха, склоняются люди. (Пс.72,10, ибо пророчество Ис.10,5-23 еще не исполнено. Ср. Ис.18, в частности, стихи 5-7.) В последующих книгах мы приходим к признанию, что Сущий был их жилищем во всех поколениях. Это их история, которая завершается явлением Сущего-Мессии во славе. Более подробно о Псалме 88. Тема его — милости Сущего (его милосердие, хасед) к Израилю и их неизменность — верность милости. Там вера должна была сказать «вовек», ибо это благодать. Это приводит к воззванию, где-либо замеченному. Как долго в противном случае она будет и даже, очевидно, вовек? Сущий был верным. Ибо Он сказал, что милость, установленная благость, основана навек, а истина утверждена там, где ничто не могло настигнуть ее. И так будет, а сатана низвергнется. Это — описание тысячелетия. Он затем вспоминает завет, изначально поставленный с Давидом и выражающий милость и того, чему Сущий верен, милости Давиду. Он воздает хвалу Сущему (стихи 5-18), вспоминая прошлое спасение из Египта, хвалу, исходящую из того, чем Он был для блаженства народа, знающего трубный зов. Об имени его они радуются весь день (ибо здесь мы в благодати) и правдой его возносятся. Он — украшение их силы, и своим благоволением возвысится их рог. Таким было блаженство связи с Сущим в благоволении. Но это благоволение было и в верной милости к Давиду. Где было это (ст. 18)? Сущий, святой (кодеш) Израиля, — их царь. Но затем Он говорил не о кодеш, а о хесед, в чем все хасед (то же слово во множественном числе как хесед, милость), все милости сосредоточены, и в чем должна была быть явлена неизменная верность милости Давиду. Читайте «Святого Твоего» (хесед) в стихе 19. Здесь он обращается к завету, поставленному с Давидом, показывая, что он никогда не должен нарушаться (ст. 34-37). Но все было по-другому. Была вера, основанная на этом обетовании; спрашивали: доколе, Господи? Если Он скрывается навсегда и его ярость пылает как огонь, то кто из людей жил и не видел смерти (ст. 48)? Псалом взывает к прежней милости к Давиду в лице самого Давида, однако я не сомневаюсь, что начиная со стиха 50 это относится ко всем верным. Все же Дух Христа присутствует здесь при его гневе, чтобы принять всю полноту бремени. Он, конечно, в этот день не будет страдать. Но Он предвидел этот день страдания, чтобы его Дух мог говорить его голосом в его народе; ибо поругание сильных и отступников в тот день будет бесславить следы помазанника Бога. И если верные пойдут вслед им, то они разделят поругание от врагов Сущего. Таково их положение — идя по его стопам, уповая на израильское благословение по завету, чувствуя гнев, — идти в вере, надеясь на обетование Бога в милости к Давиду (которое уже было чистой благодатью, ибо не было ковчега завета, Ихавод Израиль) и все же ожидая ответа. Об этом — в следующей книге. Мы присутствуем, как я уже сказал, в пророческие времена, в сценах Исаии с Ассуром и разрушенным храмом. Там нечестивые: люди примкнули к ним и благоденствуют. Открыв Даниила, читайте главу 8, а не 7. Пред нами нет зверя или антихриста, но земля, грешный Израиль, обетования — это тема отвергнутого Христа. Данный псалом завершает третью книгу.