Введение

Книга Притчей повествует о применении той мудрости, которая создала небо и землю, в частности в этом мире хаоса и зла. Эта мысль выявляет необъятность благодати, открытой здесь. Бог снисходит к применению своей мудрости к обстоятельствам нашей повседневной жизни и являет нам, благодаря своему собственному разуму, последствия всех путей, которыми человек может идти. Ибо часто утверждения, данные в книге Притчей, представлены как знания, а не наставления. В этом запутанном мире, где каждый неверный шаг может привести к таким горьким последствиям, книгой, которая объясняет путь благоразумия и жизни, дано великое благословение; и это в связи с мудростью, исходящей от Бога. Хорошо бы помнить, что в книге Притчей говорится об этом мире и о правлении Бога, в соответствии с которым человек пожинает то, что посеял. И это всегда истинно, какой бы ни была высшая благодать, дарующая нам то, что по ту сторону и бесконечно выше этого мира. Соломон был наполнен мудростью свыше, которая, однако, имела свое проявление в этом мире и свое применение к нему; которая, скажем так, применив к нему Божью возможность касаться всего и распознавать истину во всем день за днем, развита в нем. Мы видим здесь пути Бога, божественный путь человеческого поведения, умение распознавать то, что порождает сердце человека, и последствия этого; а также — для того, кто привержен Слову, — способ избежать пути своеволия и юродства своего же сердца (неспособного понять рождение множества действий, которое оно предлагает ему), не напоминая ему о моральном совершенстве, ибо это не является целью Притчей, но напоминая о той мудрости и благоразумии, которые позволяют ему избежать многих ошибок и не переставать постоянно ходить пред Богом и подчиняться его разуму. Наставления этой книги способствуют реальному счастью в мире через сохранение земных взаимоотношений в их непорочности пред Богом. Сейчас же говорится не о человеческом благоразумии и прозорливости, а о страхе Господнем {Я оставил здесь слово «Господь» как выражение общего применения, но Сущий является всегда его именем в Израиле и в правлении за исключением нескольких случаев, где употребляется Адонай (Господь, в соответствующем нарицательном смысле). Необходимо, однако, заметить, что в Притчах употреблено имя Сущий, но в известном отношении; и этого нет у Екклесиаста, где употребляется слово «Бог» в противоположность человеку со своим собственным опытом на земле. Слово «Бог» абстрактно употреблено в Притчах только однажды (25,2). В главе 2,17 читаем: «Бога своего»}, что является началом мудрости и темой для разговора.