Исаия 19-23

В Исаиях 19 и 20 Египет будет поражен в тот день, но Cущий исцелит его. Египет, Ассирия и Израиль будут вместе благословлены Сущий. Исаия 20 учит нас, что Ассирия захватит в плен Египет (сравните Дан. 11, в конце). Будет видно, что в общем, от Исаия 13 до Исаия 17, говорится об избавлении. Скипетр нечестивых сокрушен (гл. 14,5). Престол Давида утвержден милостью (гл. 16,5). Ассур уничтожен — филистимляне покорены — Сион основан Сущий — Дамаск покорен. Последнее событие представляют пророки последних дней. Только, как мы отметили, собрание народов будет их уничтожением (Мих. 4,11-13). Исаия 18, возвращаясь к теме Исаия 17, показывает нам Израиль, какими они будут в их земле в последние дни — угнетенными язычниками, но в конечном итоге — возвращенными к Богу. Исаия, следующие за главой 18, в отличие от предыдущих, говорят не об избавлении Израиля, а об опустошении народов, упомянутых выше и испивших чашу бедствий. Египет опустошен, как и Эфиопия, в которую Израиль верил. Вавилон опустошен — Дума и Кидар поражены — Иерусалим разбужен — Тир падает. Словом, всеобщее поражение, центральной сценой которого является ханаанская земля, но в которое ввергнута вся земля (гл. 24,4). Даже силы небес поражены, как и земные цари на земле, давая место для установления Сиона, горы Сущего, как центра силы и благословения, при этом силы морского змея, дракона, уничтожены. После прочтения этого следует обратить внимание на некоторые детали. Можно отметить, что Вавилон и Иерусалим падают (гл. 21, 22) один за другим, Иерусалим последним. Теперь совершенно очевидно, что такая связь событий — это будущее. То, что говорится о Вавилоне и Иерусалиме, могло заключаться в пленении Вавилона Киром и частично в положении Иерусалима, когда ему угрожал Сеннахирим. Однако не было ни связи, ни порядка событий, отмеченных в этом пророчестве. Но Вавилон назван так, что это не дает никакого ключа к его положению. «Приморская пустыня» — единственное слово, описывающее город. Но ужасное нашествие встает перед глазами пророка, и Вавилон падает. Пророчество идет, словно буря с юга, и наступает конец силе Вавилона. Однако нам не сказано, каким образом. Иерусалим, долина видений, разрушен. Персы и мидяне, которые были завоевателями в предыдущей главе, появляются и здесь, нападая на Иерусалим. Не было битвы за его стенами; но город захвачен, а его жители связаны или убиты. Кроме пророческих открытий эта Исаия содержит также духовное наставление грандиозной важности. Во-первых, вся мудрость человека недостаточна, чтобы отразить зло, если ее не сопровождает сила Бога. Когда говорится о граде Бога, то эта мудрость, развитая в забвении Бога, который построил и основал город своей святости, является непрощаемым грехом (гл. 22,11). Снова то, о чем говорится здесь, исторически относится к Езекии, о ком сказано, что он преуспел во всех своих трудах. Внешнее благословение было дано его трудам, но в то же время положение людей, даже по отношению к этим трудам, было таким, что Бог не мог простить это. И вот что часто бывает: внешняя вера в испытании труда Бога, благословенного им; растленность души там, где, несомненно, судит Бог, забвение самого Бога и принадлежности ему. Так бывает, когда люди Бога полагаются на человеческие средства. Мы видим также здесь того, кому передана власть человека в правлении домом Давида, отвергнутого со стыдом, избранника Бога, занимающего его место; вся слава дана ему (замечательное изображение отвержения лже-Христа и установление истинного в последние дни). Это пророчество позволяет предположить, что народы нападут на Иерусалим, когда исторический Вавилон будет пустыней. То, что есть Вавилон в те дни, падет. Тем не менее Иерусалим, объект пророчеств, будет взят, а его правительство изменено; узурпатор должен уступить свое место избраннику Бога. Бремя Тира показывает нам, что чувство человеческой славы запятнано, а все почитаемое на земле презренно. Говорится о пленении Тира Навуходоносором, однако пророчество идет дальше — ко дням, когда его торговля будет святостью для Сущего (гл. 23).