Пророки: Введение

Мы начинаем, дорогой читатель, рассматривать пророчества; обширные и важные ввиду духовного наставления, которое они содержат, равно как и ввиду великих событий, которые объявлены здесь, через совершенство правления Бога и посредством этого; здесь находим открытие того, что Он сам есть на своих путях с людьми. Сущий и его деяния, Мессия сияют через все. Израиль всегда образует внутренний круг, или главное основание, на котором свершаются эти деяния, с которыми Мессия находится в непосредственном отношении. Вне и позади этого собраны народы — инструменты и объекты судов Бога, — и, в итоге, предметы его всемирного правления представлены Мессии, который, однако, предъявит Свое особое требование Израилю как своему собственному народу. Очевидно, что собрание и личное место христианина находятся вне этой картины. В ней нет ни иудея, ни язычника; здесь Отец знает объекты своего вечного выбора, как своих возлюбленных сынов, а Христос, прославленный наверху, знает их как свое тело и свою невесту. Пророчество возвещает о земле и о правлении Бога. Ибо после того, как разрешен вопрос о личном спасении, в писании появляются две великие темы: правление этим миром и высшая благодать, которая взяла бедных грешников и поставила их на то же самое место, что и собственного Сына Бога как возвышенного человека и как усыновленного, — божественная слава, проявленная также и в Христе, который является, разумеется, центром всего. Если мы оцениваем вещи не через нашу значимость, а через значимость явления Бога, то любое, что совершенствует его пути, представленные в его правлении, будет иметь огромную значимость в наших глазах. Не может быть сомнения, что собрание и отдельный христианин являются еще более возвышенным предметом, ибо Бог явил всю тайну своей вечной любви и глубочайшую, настоящую божественную любовь. Но если мы будем помнить, что главной для рассмотрения является не эта сфера деятельности, а тот, кто вершит там, то деяния Бога по отношению к Израилю и земле примут свою истинную значимость в наших глазах. И именно они являются темой пророчества. В остальных случаях нам следует обратиться, в частности, к Павлу и Иоанну. Этот раздел Слова поделен на две части. Пророчества, которые относятся к Израилю во время, когда он принадлежал Богу, и, следовательно, касаются также будущей его славы, образуют одну часть. Другая состоит из тех пророчеств, которые повествуют о том, что случается во время отвержения Богом его народа, однако повествуют с точки зрения благословения этого самого народа. Это различие исходит из того, что престол Бога, восседающего между херувимами, был убран из Иерусалима, а владение землей было передано язычникам. Период этого владычества называется «временами язычников». Первые пророчества относятся к тому, что предшествует этому периоду и что следует за ним. Последние относятся непосредственно к самому периоду. Существует и переходной период, во время которого говорится о возрождении народа, когда приближается конец времени язычников, — период с точки зрения тех пророчеств, которые относятся к этому времени и к которому, как мы видели, в значительной степени относятся псалмы, связывая его с первым явлением Господа и отвержением его иудеями. Он говорит: «Не увидите меня отныне, доколе не воскликните: благословен Грядый во имя Господне!» Но общая история самого периода дана в разнообразных формах. Промежуток между возвращением из вавилонского плена и явлением Иисуса имеет особый характер. Хотя язычники захватили власть, но, тем не менее, Иуда был в Иерусалиме, уповая на Мессию. Бог благоволил своему народу объявлением пророков, которые обращались особенно к этому положению вещей, а именно: Аггей, Захария и Малахия. Их пророчества, следовательно, имеют особый характер, соответствующий положению, в котором люди находятся, и путям Бога по отношению к ним. Есть другой пророк, который занимает особое место; это — Иона {Образ этого пророка в других отношениях будет рассмотрен ниже}. Его объявление было последним обращением непосредственно к язычникам, чтобы показать, что Бог еще думает о них и верховодит всем, хотя Он уже призвал Израиль быть отделенным народом. Христос находится в центре всех этих пророчеств, каким бы ни был их характер. В них говорит Дух Христа. Одна из двух частей, которые я назвал, гораздо обширнее, нежели другая. Один Даниил дает нам в Ветхом Завете подробность «времен язычников», за исключением некоторых особенных откровений у Захарии. Между двумя видами пророчеств существует поразительное различие. То, что говорится о времени, когда Израиль признан, относится к людям, их совести, их сердцу. То, что преподносит историю «времен язычников» тогда, когда это является откровением для людей, не обращено к ним. В книгах тех пророков, которые пророчествовали после плена, ни Израиль, ни Иуда не называются народом Бога, за исключением обетований на будущее, когда Мессия восстановит благословение. Однако есть другой принцип, простой, но важный для нашего понимания пророков. Какие бы образы Дух Бога ни использовались в изображении путей Бога или путей врага, предмет пророчества никогда не является образом. Я не говорю о тех пророчествах, где все символично; это примечание не может быть отнесено к ним. Более того, символ не является образом. Это — собрание моральных или исторических качеств, или тех и других, которые принадлежат предмету пророчества, для того чтобы представить идею Бога об этом предмете. Определенные элементы, составляющие этот символ, могут быть образами; но сам символ, кстати говоря, не является целым, составленным из качеств, которые духовно представляют описанное. Соответственно, нет ничего более поучительного, чем хорошо понятый символ. Это — совершенная мысль, которую Бог дает нам, о способе, благодаря которому Он смотрит на предмет, представленный символом, — его взгляд на его моральный характер.