Введение: Исаия

Книга пророка Исаии занимает первое место; и, действительно, она является самой завершенной из всех пророков и, возможно, самой богатой в мысли. Весь круг мыслей Бога в отношении Израиля в наибольшей степени представлен здесь. Остальные пророки заняты лишь определенными моментами истории этого народа. Мы представим деление данной книги по темам. В начале идет изображение смятения, тем не менее это помогает объяснить моральное значение книги. И какая сцена является здесь нашему взору! Печальная, с одной стороны, однако в то же самое время — приятная и славная, как первое мерцание рассвета после долгой и холодной ночи мрака, говорящее о ярком дне, который скоро настанет, о красотах, которые едва ощущаются, смешанные с мраком, еще затемняющим их, — картина, которая будет оживлена солнцем, что скоро осветит ее. Есть радость в этом человеческом свете: говорится о благости, силе и намерениях того Бога, который сотворил все это для исполнения своих намерений благодати и славы. Но есть и страстное желание проявления полноты исполнения этого, когда все почиет в результате этой благости. Таково пророчество. Оно печально, ибо раскрывает грех, неблагодарное юродство народа Бога. Но оно открывает сердце того, кто неутомим в любви, кто любит этот народ, кто ищет их блага, хотя и чувствует их грех по своей любви. И открывает его сердце. Эти два характера пророчества проливают свет на двойной конец, который подразумевается и помогает нам понять его значение. Прежде всего, оно обращается к истинному положению людей и являет им их грех; и, таким образом, всегда предполагает, что люди находятся в падшем состоянии. Когда они мирно наслаждаются благословением Бога, то нет необходимости изображать им их состояние. Но, во-вторых, когда люди еще признаны, оно говорит о настоящем восстановлении при их раскаянии, для ободрения их, чтобы они повернулись к Сущему; и оно провозглашает избавление. И в этом смысле закон и благословения, связанные с ним, имеют место, как то, к чему они должны повернуться. Отсюда последнее пророческое слово от Бога (Мал. 4) является выразительным примером. Но Бог хорошо знает сердца его людей и то, что они не внемлют его призыву. Чтобы поддержать веру остатка, преданного среди этого неверия, и для наставления его народа во все времена, Он добавляет обетования, которые, несомненно, будут исполнены с приходом Мессии. Эти обетования иногда связаны с обстоятельствами близкого и частичного избавления, а иногда, с осуществлением людского беззакония, в отказе от Христа, являются в унижении. Важно суметь сделать различие между той частью отрывка, что относится к тем обстоятельствам, которые были налицо, и той, которая говорит о полном избавлении, явленном на будущее через эти обстоятельства. Это — трудная часть толкования пророчества. Я бы добавил, что, хотя предметом пророчества не является образ, тем не менее, образы не только часто используются, но и часто смешаны с буквальными выражениями; так что при разъяснении пророческой книги нельзя точно провести различие между образным и буквальным. Помощь Святого Духа необходима, как и всегда при изучении священного Слова, чтобы понять истинное значение какого-либо отрывка. То, что я сказал, одинаково применимо и к другим частям писания, и к самым торжественным обстоятельствам. Псалом 22, например, представляет собой постоянное смешение образов, которые дают духовный характер определенных явлений, при этом явления изложены буквально. И нетрудно это понять из примера. «Псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои». Слово «псы» представляет образ присутствовавших. Этот способ выражения есть во всех языках. Например: «Он обрисовал прекрасную картину добродетели». «Обрисовал картину» — образ. Я говорю это, чтобы не находили каверзу в том, что принадлежит природе человеческого языка. Теперь я подхожу к содержанию этой важной книги пророчества. Она явно разделена. Первые четыре Исаия, стоящие отдельно, образуют что-то вроде предисловия. Пятая также стоит сама по себе. Она осуждает людей, рассматривая заботу, которой Бог наградил их. И мы снова найдем это осуждение, но уже подробное в стихе 8 Исаия 9. В главе 6 мы читаем об осуждение людей, имея ввиду грядущую славу Мессии, следовательно, остаток там признан {Отметьте здесь два глубоких воздействия Бога на совесть, чтобы признать ее виновной в грехе, изображенном в этих двух главах. Первое положение благословения, в которое Бог сначала поставил осуждаемую личность, и ее отход от него (так и человек в его невинности); и второе — встреча Господа в славе. В состоянии ли мы сделать так?}. Исаия 7 формально представляет Мессию Эммануила, Сына Давида, и суд над домом Давида по плоти, так что в высшей благодати есть уверенная надежда, но в то же самое время — осуждение последней человеческой утехи людей. В главе 8 мы видим одного царя Ассирии, наводняющего землю, а также Эммануила (прежде отмеченного в главе 7) и что замыслы врага в конце концов рушатся. Между тем, есть остаток, отдельный от народа, привязанный к Эммануилу {Это в значительной мере показано в Матф. Сам отрывок цитируется в Евр. 2. То, о чем говорится в Ис. 8,13-18, является фактически евангелистической историей, показанной здесь. Петр цитирует стих 14, Павел (Рим. 9) камень преткновения; Матфей цитирует главу 9,1.2 для появления Христа в Галилее}; и упоминаются обстоятельства боли, через которые отступнический народ должен пройти, что заканчивается в полном благословении, вытекающем из присутствия Эммануила. Это завершается стихом 7 Исаия 9; так что мы видим здесь фактически всю историю иудеев во взаимоотношениях с Христом. Со стиха 8 Исаия 9 Дух опять повествует об истории, о чем говорится начиная с Исаия 5, но прерывается этим важным эпизодом представления Эммануила. Он продолжает повествовать с того времени, указывая на различные суды Сущего, пока Он не представляет последний инструмент этих судов — Ассура, жезл Сущего. И здесь немедленное избавление явлено как ободрение веры и как изображение последнего разрушения власти того, кто будет жезлом Сущего в последние дни. Сущий, поразив опустошителя, представляет (гл. 11) потомка Давида, сначала в его внутреннем, моральном характере, а затем — в результатах его правления, что касается полного благословения, а присутствие Сущего установлено опять в Сионе среди Израиля. Таким образом, вся история народа дана нам в ее величественных чертах до их установления в благословении как народа Бога, имея Сущего в своей среде. Надо лишь отметить, что не говорится силе зверя, времени несчастья как таковом, ибо это — период, когда иудеи не признаны, хотя с ними и общаются, тогда как наше пророчество говорит о времени, когда они признаны. В общих выражениях отмечается, что Бог спрячет свое лицо от дома Иакова, и что праведные духом уповают на него. От Исаия 13 до конца Исаия 27 мы находим суд для язычников Вавилона или других народов, особенно тех, которые во все времена были в связи с Израилем; положение Израиля не только среди них, но и среди всех других народов в последние дни (гл. 18); и, в конце концов, суд всей земле (гл. 24) и полное тысячелетнее благословение Израиля (гл. 25-27). Из глав 28-35 мы узнаем подробности всего, что случается с иудеями в последние дни. Каждое откровение завершается свидетельством славы Бога в Израиле. В Исаиях с 36 по 39 Дух рассказывает историю из правления Езекии. Она содержит три основные темы: воскрешение сына Давида из мертвых, поражение царя Ассирии, неспособного напасть на Иерусалим, и плен в Вавилоне. Они представляют три великих основания всей истории и положения иудеев в последние дни. С Исаия 40 до конца идет очень четкая часть пророчества, в которой Бог открывает утешение своему народу и их духовные взаимоотношения с ним, а также двойную основу его противостояния с ними ввиду положения, в которое Он поставил народ, как своего избранного раба — свидетеля Сущего, единственного истинного Бога, в присутствии язычников и их идолопоклоннического падения, и в отношении к их отвержению Христа, единственного истинного избранного раба {Это понятие «раб» является своего рода ключом ко всему пророчеству: сначала Израиль, затем в главе 49 Господь занимает место Израиля, и в конце — остаток. Но об этом позже}, который исполнил его волю. Это приводит к откровению остатка, который слушает этого верного раба, также, как и к истории обстоятельств, через которые проходит этот остаток, и, следовательно, в то же время — к состоянию людей в последние дни, завершающемуся явлением Сущего с судом. Положение Израиля по отношению к идолопоклонническим народам приводит также к Вавилону, его разрушению и освобождению плененной Иудеи Киром. Это идолопоклонство является одним из того, на что Сущий ссылается. Другая, и более мрачная тема, — отвержение от Христа. О подробностях мы узнаем в ходе изучения этих глав. Пророчество предполагает, что народ Бога находится в плохом состоянии, даже когда он и признан, и пророчество обращается к нему. Нет необходимости обращаться с сильным объявлением к народу, который блаженно идет по путям Господа, равно как и поддерживать веру испытанного остатка упованиями, основанными на неизменной преданности и намерениях Бога, когда все обладают в совершенном мире плодами его действительной благодати, приданной, как следствие веры людей. Подтверждение этого простого и легко понимаемого принципа находим в книгах каждого из пророков. И ясно, что пророки, чьи пророчества мы находим во вдохновленной книге, сотворили какие-то чудеса {Ступени Ахаза в этой книге пророчеств могут считаться исключением, но Ахаз действительно был отдален от Бога. Следует заметить, что апостолы никогда не творили чудес для своего собственного утешения. «Трофима же я оставил больного в Милите». Епафродит «был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не только его, но и меня»}. Так как закон был тогда в силе, а его власть внешне признана, то нечего было устанавливать; и власть Сущего была основой общественной системы религии на земле в соответствии с институтами, обозначенными им самим в связи с храмом. Пророки настаивали на практической обязанности. Среди десяти отступнических племен Илия и Елисей творили чудеса, чтобы восстановить власть Сущий. Таковы преданность Сущего и его терпение к своему народу. Новый объект веры требует чудес. То, что основывается на уже признанном слове и не требует его принятия, как нового объекта, не требует ничего, каким бы ни было возрастание четкости мысли или требований к совести. Слово является совестью тех, кто знает Бога; и если есть новые откровения, то они должны утешить тех, кто получил практическое откровение и, таким образом, признал власть того, кто говорит от имени Бога. Сейчас мы исследуем содержание самого пророчества более подробным образом.