Исаия 7,1-9,7

Но это требует дальнейшего развития и представлено замечательным образом в следующем пророчестве, включающем в себя Исаия 7, 8, 9 до конца стиха 7. Определенные обетования были даны роду Давида, в котором — как мы видели, исследуя книги Царств, — Бог оживил надежды Израиля, когда связи между ним и его народом были разорваны, когда изъят ковчег, и Он покинул свое место в Силоме. Сейчас дом Давида, последняя поддержка людей в ответственности, также пал в преданности. Ахаз оставил Сущего и установил жертвенник чужого бога в храме Сущего. В главе 7 Дух Бога направляет пророка к царю и обращается к нему. Исаия должен был пойти и встретиться с ним, с его сыном Шеар-ясувом, символическим ребенком, имя которого означает, что остаток вернется. Но Сущий стремится сначала, как Он поступил в отношении людей в главе 1, ободрить эту ветвь Давида действовать в вере и, следовательно, славить Бога. Он объявляет царю, что замыслы Рецина и Факея не сбудутся, и предлагает ему просить знамения. Но Ахаз слишком далек от Бога, чтобы воспользоваться этим, хотя он отвечает с почтительностью. И опять так же, как это Он сделал в отношении народа, Сущий объявляет то, что произойдет с родом Давида и с людьми, находящимися под его правлением. Вот две стороны этого пророческого объявления — дар Эммануила, Сына девы; и полное опустошение земли царем Ассирии. Эти две стороны воистину являются ключами ко всему пророчеству Исаии. Тем не менее, и там будет остаток. Стих 16 касается Шеар-ясува; но это пророчество идет дальше. В главе 8 второй пророческий ребенок объявляет его именем приближающееся появление этого врага и его опустошительные действия; затем, ибо люди презрели обетования, данные роду Давида и радовались в похоти, вмешивается Сущий. Следовательно, мы видим полное продолжение человеческой истории, указаний, данных остатку, и вмешательство Бога во власти для установления полного благословения в личности Мессии. В главе 7, где основной темой является ответственность рода Давида, Эммануил обещал знамение; но успех царя Ассирии неизменен. Как только появляется Эммануил, все меняется: земля принадлежит Ему. Царь Ассирии дойдет даже до шеи, потому что пренебрегли водами Силоама. Но Эммануил сохранил все. Следовательно, пророческий Дух переходит к событиям последних дней, образом чего является Сеннахирим. Он изображает все замыслы и заговоры народов неисполненными благодаря Эммануилу — Бог с нами. Это полное избавление Израиля в последние дни (гл. 8,5-10). Что касается остатка, то каким же путем они должны идти (гл. 8,11 и следующие)? Их не должен беспокоить страх людей, они не должны присоединяться к ним в их заговорах, но должны чтить самого Сущего Саваофа и явить ему всю его истинную значимость в их сердцах. Он будет их освящением в день их беспокойства. Но кто же тогда этот Эммануил, этот Сущий Саваоф? Мы хорошо знаем, кто Он. Мы видим здесь всю историю отвержения Христа и положение остатка и народа, а следовательно, и последнее вмешательство силы Бога. Отрывок слишком ясен, чтобы его комментировать. Я отмечу лишь его главные пункты. Христос становится лично камнем преткновения {Начало стиха 17 — отрывок, цитируемый в Евр. 2, наряду со стихом 18, чтобы показать человечность Господа и его связь с остатком}. Поэтому откровение Бога вкладывается исключительно в руки и сердца его учеников, Богом избранного остатка. Он прячет свое лицо от Иакова; но, по Духу пророчества, этот остаток ждет его и ищет его. Между тем, Христос и дети, которых Сущий дал ему, предназначены для знамений двум домам Израиля. (Ср. Рим. 11,1-8.) Те (народы), что отвергают камень, находятся в мятеже и муке в земле Эммануила; они преданы опустошению. Тем не менее это страдание не похоже на прежние разрушительные действия царя Ассирии, ибо Мессия, явившись, стал заботиться о своем народе по слову Бога. Дух пророчества сразу же переходит, как это постоянно и есть, от его явления, как света, к результатам избавления, которое Он осуществит в последние дни (от ст. 2 до 3, гл. 9). Ибо Собрание было тайной, скрытой в Боге, а не предметом пророчества или обетования. Иго Ассура разрушено, вся яркость славы божественной личности Мессии сияет в благословении его народа. Две темы, Мессия и Ассур, образуют основу всего пророчества, которое повествует об Израиле, когда народ является признанным объектом деяний Бога. Можно отметить, что царь Ассирии появляется здесь дважды: второй раз в связи с собранием всех народов. Первый раз, Исаия 7, он является орудием Сущего для наказания Израиля, и он осуществляет свое намерение, не будучи побежденным. Во вторых раз, Исаия 8, он занимает землю, но собрание народов против Израиля разрушено и разорено. Это ожидание вмешательства Сущего (не разделяя страх земли в последние дни или не разыскивая ту силу, которую земля думает найти в союзе, но, напротив, основываясь на одном Сущем) содержит в принципе ценное наставление для настоящего дня.