Иеремия 15

Начало Иеремия 15 есть ответ на заключительную часть Иеремия 14; наставления и принципы, которые она содержит, очень замечательны. Сущий возвещает, что если Моисей и Самуил (чья любовь к Израилю и вера в заступничество за него были непревзойденными среди всех рабов Бога, представших пред ним) — даже если эти два любимых вождя народа будут там, то все равно Бог не примет Израиль. Кто сжалится над ними? Сам Сущий покидает их. Начиная со стиха 20 мы находим истинное положение остатка в этом случае; самое трогательное наставление для нас самих! Бедный Иеремия жалуется на свою судьбу среди народа, чью печаль он носил в сердце, в то же время вынося их беспричинную ненависть. Мы видим в стихах 11-13, что он представляет людей пред Богом и что верный остаток отделен от массы нечестивых. Со стиха 15 они представлены сами в этом отделенном от Бога положении, терпя в то же время всю боль раны народа даже тогда, когда проявят мщения нечестивым, врагам правды. В ответе даны точные наставления, даны для хождения тому, кто верен и в этом положении. Слово Бога, подхваченное и достигающее сердца, является источником этого наставления (ст. 16). Вместо того, чтобы разделить дух врагов и смеющихся, которые веселились отвратительному и лицемерному положению тех, кто носил имя народа Бога, целью слова являлся, несомненно, вывод народа из этого состояния, изолирование благочестивого, хотя при этом он сам был объектом гнева Бога, как и весь народ. Слово, которое вскрыло взаимоотношения между Богом и народом и явило им их преимущества и обязанности, вынудило верных осудить существующее положение и почувствовать все последствия этого положения как осуждение Сущего — осуждение, намного более ужасного для его сердца из-за ощущения того, как близко были любовь и благословение Бога для обретения достойного состояния народа. «Ты исполнил меня негодования» (ст. 17, 18) — слово пророка. В стихах 19-21 даны точные наставления Бога в отношении этого состояния. Бог также обращается к Иеремии, как будто ко всему народу, который он, таким образом, представлял в духе пред ним, и в то же время Бог взывает к его личной вере. Он говорит прежде всего: «Если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицом Моим». Это открытая дверь; открытая до тех пор, пока человек не закроет ее, — она всегда есть в путях Бога, хотя Он хорошо знает, что человек не воспользуется ею. Все ли это, что должно быть сделано пока призывается сегодня человек, а дверь открыта, чтобы призвать мятежный народ вернуться? Нет: для верных есть еще кое-что, что надо сделать, и вот второй ведущий принцип: «И если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста». Среди руин, вызванных мятежом народа Бога, это особая работа того, кто верен, кто исполнен Словом. Если желание его души есть провозглашение этого Слова, а любовь Бога открыта в нем — может ли он отвергнуть народ в целом как нечестивых? Этого он также не может сделать. Он должен научиться делать то, что делает Бог, — учитывать все хорошее; но если все же поздно все сохранить, то никогда не осуждать то, что от Бога. Проницательный глаз Бога никогда не упускает это из виду. Он ясно видит также любовь пророка. Но у Бога собственные замыслы, и Он действует по собственной воле; Он обращается к тому, что ценно, владеет им и отделяет его от того, что ничтожно. Это не совсем суд Бога, касающийся зла; но когда такой суд близок, то энергия Духа и сила Слова ведут нас к благому, чтобы мы различали его, отделяли его от зла, пока не придет суд. Если сатана сможет, то он смешает их вместе. Те, кто знает, как разделить их, будут устами Бога. Бог через суд уничтожит зло: в верных Дух Бога совершает это через отделение ценного от ничтожного. Третий принцип — то, что, однажды отделившись от мятежных через духовное познание, не должно быть и мысли о возврате к ним. «Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним». В конце концов, в этом положении Сущий сделает верных медной стеной. Мятежники, которые хвастаются тем, что называются народом Бога, сражаются против его верного раба, но не одержат победу, ибо Сущий с ним. Спасение обещано Иеремии. Все это, хотя и имеет непосредственное отношение к пророку, является очень ценным наставлением и для нас в том принципе, который оно содержит, чтобы направлять нас в подобных случаях. Путь ясно отмечен, однако требуется терпение. Со стороны Бога дверь всегда открыта, отделение ценного от ничтожного делает нас его устами, утвердительный отказ от того, чтобы обратиться к неверным, — таковы принципы, которые Бог установил здесь. Слово, принятое сердцем, — их источник. В то же время результатом далеко не является презрение к павшему народу; напротив, сердце верных принимает горе положения, в котором находятся люди Бога или те, кто стоит пред ним.