Введение

Книга пророка Иеремии отличается от книги пророка Исаии. Она не содержит такого же преподнесения намерений Бога, касающихся земли, как делает это Исаия. Верно, что в ней говорится о многом, касающемся народов, но она в основном составлена из откровения, направленного непосредственно к совести людей, повествуя об их духовном состоянии в то время, когда пророчествуется и рассматривается суд, который им угрожает. Иудея оставила Сущего; ибо их покаяние при Иосии было лишь красивой видимостью, а при царях, которые были после него, упадок достиг пределов. Сердце пророка переполнено горем из-за его любви к людям; в то же время он глубоко чувствовал их связь с Сущим. Чувство это постоянно колебалось в его душе между мыслью о величии людей, как людей Бога, и святой ревностью к славе Бога и его правам на свой народ — правам, которые они попирали ногами. Это была неизлечимая рана его сердца. Он просил за людей, он принял на себя главный удар за них пред Сущим, но он увидел, что все это было напрасно: люди отвергли Бога и откровение, которое Он им послал. Бог больше не внемлет молитвам за Израиль. Иеремия пророчествует под впечатлением этого: печальная задача, действительно, и она сделала пророка настоящим человеком печали. И хотя он мог всегда сказать, что если люди покаются, то пребудут в благодати, он все же хорошо знал, что у народа не было и мысли о покаянии. Две вещи поддерживали его в этой мучительном служении (ибо что могло быть более тягостным, нежели возвестить суд за беззакония народу, любимому Богом?): прежде всего, сила Духа Бога, наполнившая его сердце и повелевшая ему возвестить суд Бога, несмотря на противоречие и преследование; и затем — открытие последнего благословения народа по неизменным планам Бога. После краткого представления духа книги пророка Иеремии, подтверждения и подробностями чего мы найдем по ходу пророчеств, давайте исследуем теперь все по порядку. Хорошо известно, что порядок пророчеств в Септуагинте отличается от порядка в иудейской Библии. Но я не вижу причину непринятия последней. Нет сомнения, что она не сохраняет хронологический порядок. Имена царей {В главе 27 «Иоаким» должен быть «Седекия» (см. ст.12 и гл.28,1)} в последующих Иеремиях подтверждают это. Но мне кажется, что там, где есть хронологическая путаница, группируются темы в соответствии с помыслами Духа. Первые двадцать четыре Иеремия отличаются от последующих. До конца Иеремия 24 — духовное общение с людьми. В главе 25 — формальное предсказание суда различным народам через силу Навуходоносора. А затем мы находим пророчества, больше отличные друг от друга и связанные с историческими подробностями. Иеремия 30-33 содержат обетования о вечном благословении в последние дни. Начиная с Иеремия 39, идет история того, что следует за взятием Иерусалима и судом над Египтом и Вавилоном. Выделим теперь обособленные пророчества; Иеремия 1, Иеремия 2-6, Иеремия 7-10, Иеремия 11-13, Иеремия 14-15, Иеремия 16-17, Иеремия 18-20, Иеремия 21-24, Иеремия 25, Иеремия 26, Иеремия 27 (ст. 1, читайте «Седекия» вместо «Иоаким»), Иеремия 28, Иеремия 29, Иеремия 30-31, Иеремия 32, Иеремия 33 (эта Иеремия, однако связана с предыдущей), Иеремия 34, Иеремия 35, Иеремия 36, Иеремия 37-38, Иеремия 39, Иеремия 40-44, Иеремия 45, Иеремия 46, Иеремия 47, Иеремия 48, Иеремия 49, стихи 1-6, 7-22, 23-27, 28, 29, 30-33, 34-39, Иеремия 50-51. Иеремия 52 написана не Иеремией. Поражает бездна горя пророка. Он страдает, его сердце разбито. Видно, что Бог избрал слабое сердце, легко подвергаемое унынию и слишком легко обескураживаемое (даже когда наполняет его своей силой), для того, чтобы мука, жалоба, страдание и негодование, возмущенное угнетением, неспособные свернуть его или преодолеть, позволили ему нести свидетельство против людей, чья глубокая нечестивость вызывала его месть. Страдания Христа, чей Дух говорил через дух Иеремии, были бесконечно глубже; но его совершенная связь со своим Отцом сотворила так, что мука, которая в случае с Иеремией вылилась в плачь и жалобы, осталась в тайне между Иисусом и его Отцом. Об этом редко упоминается в евангелиях. Он всецело явлен в благодати {Сравните Матф. 26, где это изображено самым поразительным образом. Очень ценно увидеть совершенный результат во Христе, так и все, что Он чувствовал в своем сердце как человек, сознающий обстоятельства, благо огромной работе сердца. Совершенная работа сердца порождает совершенное спокойствие в хождении, ибо в обоих случаях Бог явлен полностью. Если мы избежим какого-либо дела с Богом, то сердце не сможет действовать для него, как если бы все было устранено: и таков мир в действии. Однако как ценно увидеть реальность человеческой природы Христа во всех сокровенных движениях его духа}. В Псалмах представлены больше его чувства. В случае с Иеремией истинно, что тоска верного остатка должна быть выражена пред Богом. Абсолютному совершенству Господа Иисуса и спокойствию, которое через присутствие Бога сопровождает его совершенство на всех его путях, не позволено жаловаться, какой бы ни была внутренняя тоска его сердца. Он благодарит тогда, когда может справедливо бранить. Сочувствие к другим характерно для Иисуса. Мы видим, что наш драгоценный Господь никогда не изменил этому. Однако истинно и то, что излияние сердца верного, нуждающегося в этом сочувствии, должно быть выражено Святым Духом. Это не значит, что в сердце, излившим себя, не было слабости; но если Дух раскрывает его, то, очевидно, Он должен выразить это, как и есть; в противном случае это было бы неугодным и грешным. Следовательно, Иеремия немного интимнее разделяет свои пророчества, нежели какой-либо другой пророк {Подобное есть в книге пророка Ионы. Но там обстоятельства пророка эпизодичны и не связаны с его пророчествами, единственно кроме принципа благодати}. Он представляет людей в их истинном положении пред Богом — таком, какое Бог мог бы признать будучи пред ним в этом образе, — для того, чтобы увидеть, получая от Бога, что применимо к этому положению, выражая чувства, внушенные таким положением, и возможно ли затронуть совесть и завоевать сердце народа, всегда помня, что эти чувства были выражены по Духу и сопровождались самыми прямыми и положительными пророчествами о том, что Бог принесет людям. Здесь надо также отметить, что большая часть из написанного адресована в первую очередь не людям, а Богу. Это положение Иеремии, представляющего пред Богом истинные интересы народа, или остатка, заставляет посмотреть на него иногда так, как будто он сам был Иерусалимом, а в других случаях — остатком, отделенным от него и предоставленным Богу. Однако все станет более понятным при рассмотрении отрывков, которые заостряют свое внимание на этом. Период, во время которого пророчествовал Иеремия, был достаточно долгим и охватывал все время падения Израиля: с лета, когда Иосия начал очищать Иерусалим и всю землю, до последнего разрушения Иерусалима войсками халдеев, и даже немного позже, в Египте; период длиной свыше сорока лет — период страдания и тоски. Так как Иосия был только благочестивым царем, то исправление людей было внешним, как мы и увидим. Так, тоска видевшего Бога была много больше из-за этой видимости благочестия. «Ибо ярость гнева Господня не отвратится от нас» за грехи Манассии. Тем не менее, пророк различает два периода: правление Иосии и правление его последователей. Кроме глав 21-24, в первых двадцати четырех Иеремиях нет дат. Вероятно, они были даны при царствовании Иосии. Они содержат моральные доводы, выражение печали сердца пророка, торжественное предупреждение о грядущем нашествии с севера. Четыре Иеремия, которые я выделил, не имеют хронологической последовательности, и, вероятно, составлены из пророчеств, данных в различные периоды. Они последовательно содержат суды различных ветвей дома Давида и лжепророков, обманывавших людей. Иеремия завершаются возвещением о судьбе плененных в Вавилоне и тех, кто остался с Седекией в Иерусалиме, — они очень отличаются друг от друга.