Иезекииль 1

В главе 1 мы встречаем дату, которая относится к году пасхи Иосии, но с каким намерением это сделано, я не знаю. Думается, что тридцать лет относятся к юбилею. Хотя это я не могу утверждать наверняка. Но очень важны другие обстоятельства. Престол Бога не виден ни в Иерусалиме, не связан с этим городом, ни вне его. Это — всеобщий верховный престол Бога. Бог судит город с этого престола. Пророчество начинается описанием престола. Мы видим атрибуты Бога, поддерживающие его престол, в виде четырех животных на земле, четырех существ, соединенных в одно; по крайней мере, у них четыре головы. Эти символы почти такие же, как и те, что использовались языческими выдумщиками идолопоклонства, чтобы представить своих богов. Формальное идолопоклонство началось образным олицетворением характерных признаков Бога. Эти признаки стали их богами, людей принуждали поклоняться дьяволам, которые правили ими этим способом, так что человек поклонялся им — поклонение, которое вскоре дошло до того, что они устанавливали богов там, где боялись или желали чего-нибудь, или что отвечало вожделениям, которые вселяли эти желания или эти страхи (чувства, которые дьявол также развивал, чтобы присвоить себе поклонение, причитающееся одному Богу). Сейчас же эти признаки принадлежат единственному Богу, Творцу и главе всего творения; но какими бы ни были их власть и слава в действии, они были все же теми, кто поддерживал престол, на котором восседал Бог истины {Неверующие всегда ограничены в своем понимании, ибо не знают Бога, и увидели в быках с человеческими головами и крыльями и львах Ниневии источник видения Иезекииля. Они обманывают себя. Они не видят и не знают того, кто над ними. Я ни на мгновение не сомневаюсь, что эти образы представляли то же по существу, что и херувимы; но эти бедные язычники, введенные в заблуждение сатаной, как те неверующие в своей мудрости, поклонялись тому, что было ниже тверди. В видении Иезекииля они были просто символами, а Тот, кому поклонялись, был над твердью. В этом проявляется различие между идолопоклонством и откровением Божьим}. Какие бы орудия Он ни использовал, они олицетворяют могучую энергию Бога, что являет себя. Ум, сила, прочность и быстрота в осуждении и, к тому же, движение всего хода земных событий зависели от престола. Живительная сила оживляла все. Ангелоподобные держатели престола, исполненные глаз, тронуты им; колеса правления Бога, пущенные тем же духом, покатились прямо вперед. Все было подчинено воле и намерению того, кто восседая на престоле, судит по правде. Величественность, правление и предусмотрительность объединились, чтобы образовать престол его славы. Но все инструменты его славы ниже тверди; тот, кого они славили, был наверху. Именно его не знали язычники. Этот престол верховной власти виден в Халдее {Я имею в виду, что он — в пределах Халдейской империи. Она была при реке Ховаре, которая находилась скорее к северо-западу} — в месте, где тогда был пророк, — среди язычников. Его больше не видно в Иерусалиме в связи с землей; не видим мы и какого-либо закона, воплощенного в престоле, в соответствии с которым осуществлялось непосредственное правление. Следовательно, глас Бога говорит Иезекиилю как «сыну человека» — имя, которое соответствовало откровению Бога, который говорил вне своего народа, не находясь как бы среди них, но, напротив, судил их с престола своей верховной власти. Это — собственное имя Христа, рассматриваемого отвергнутым и вне Израиля, хотя Он никогда не перестает думать о благословении народа в благодати. Это помещает пророка в связь с положением самого Христа. Он, отвергнутый, не позволит своим ученикам объявлять его за Христа (Лук. 9), ибо Сыну Человека должно много пострадать {Это различие всегда тщательно сохраняется, основываясь на псалмах 2 и 8. (Сравните Нафанаила, Иоан.1)}.