Даниил 9

Глава 9 представляет нам видение, касающееся людей и святого города, являющееся результатом исповеди и заступничества Даниила. Это дано, как отмечалось, в связи с притеснением западной силой. Действительно, подробности связаны с притеснением. Пророк понял (не через прямое откровение, а через изучение пророчества Иеремии, через использование тех простых средств, которые находятся в пределах досягаемости духовного человека), что плен, продолжительность которого объявил Иеремия, приближался к концу. Воздействие на мысли Даниила (верный признак Божьего пророка) должно было произвести страстное заступничество на благо опустошенного святилища и города, который любил Сущего. Он изливает свое сердце в исповеди пред Богом, признавая грех народа и его царей, ожесточенность их сердец, истину Бога, навлекающего на них зло. Он взывает о милостях Бога и просит благоволения ради самого Сущего. Пророчество является ответом Бога на его молитву. Семьдесят седьмин определены для народа Даниила и для его святого города. Сущий еще не признает их определенно своими, но Он принимает заступничество пророка, так как Он прежде принял заступничество Моисея, Даниил говоря: «На городе Твоем и на народе Твоем», выступает посредником. У него мысли Бога — его слова; и, следовательно, он может ходатайствовать. (Сравните по этому весьма интересному моменту Быт. 20,7; Иер. 27,18; Иоан. 15,7.) По истечении семидесяти седьмин, отделенных от веков, придет время, определенное Богом, чтобы покрыть, запечатать грехи и избавиться от них; загладить беззаконие и ввести вечную правду; запечатать (все) видение и пророчество и помазать святое святых: и это, заметьте, в отношении народа Израиля и города. Это — полное восстановление народа и города в благодати. Этот период семидесяти седьмин разделяется на три части: семь, шестьдесят две и одну. Во время первой части, или семи седьмин, опустошенный город и его разрушенные стены будут восстановлены, но в трудные времена. После шестидесяти двух седьмин, то есть после взятых вместе шестидесяти девяти седьмин, Мессия будет предан смерти и не будет (это истинный смысл слов). Он, кому принадлежат царство и слава, вместо того, чтобы получить их, будет предан смерти и ничего не будет иметь. Но после этого события город и святилище, которое восстановлено, будут разрушены, и конец будет, как опустошительный поток; и будет повеление или определенный указ об опустошении до конца войны. Это есть, в общем, полная история опустошений. Шестьдесят девять седьмин завершились — затем предан смерти Мессия; но точное время, когда это происходит, не указано. Ход семидесяти седьмин, таким образом, полностью нарушен. Смерть Мессии не была временем восстановления народа и города. Четко провозглашается результат — период опустошения до конца: его продолжительность не указана. Мы найдем в главе 11 тот же способ рассмотрения подобного периода. Народ вождя, который должен был еще прийти, разрушит город. После этого Дух Бога повествует о семидесятой седьмине, подробности которой еще не были раскрыты. Вождь, который придет, утверждает завет со многими иудеями. (Слово «многие» {Слово «многие» имеет в иврите артикль; то же есть в других частях книги пророка Даниила, к которым мы привлекаем внимание читателей и которое ясно доказывают, что речь идет о множестве народа — «многие». Ту же форму слова находим в греческом языке} указывает на множество людей.) И вот первое, что характеризует седьмину: иудеи образуют в тот день союз с главой народа, который прежде разрушил их город и их святилище. Они образуют союз с главой Римской империи. Это относится к седьмине как к целому. Но по прошествии половины седьмины {Мы можем отметить, что Господь лишь кратко говорит о последней половине седмины, о трудных временах, которые наступят после установления идола, и будет мерзость запустения в святом месте. Некоторые думают, что только эта половина седмины должна пройти, а Христос был предан смерти в середине седмины. Другие думают, что семидесятая седмина полностью прошла до смерти Господа, но она считается (а Иисуса отвергли), и эту седмину опять находим во время связи иудеев с нечестивыми. Вот о чем повествует отрывок: во-первых, вождь, глава Римской империи, в последние дни заключает союз, относящийся к одной целой седмине; с другой стороны, Господь говорит о последней половине как о том, что должно произойти непосредственно перед его явлением, как времени великого несчастья, которое предшествует ему. Если бы это было все, то предшествующая история вождя, который придет и заключит союз, попала бы в общую историю положения вещей. Вопрос о том, остаются ли одна или две половины седмины, которые должны быть исполнены, и таким образом, во время проявления силы зла, я приберегу (что касается его полного развития) для книги Откровения, отмечая только, что Мессия предан смерти после 69 седмин. Мы знаем из Нового Завета, что его служение продолжалось только половину седмины. Этому вождь иудеев, с которым он заключает союз, не придает ясного значения. Толкование этого отрывка понятно; имея союз на седмину с вождем, который грядет, как если бы только 69 недель истекли, Мессия и предание его смерти игнорируются, равно как и половина седмины крайнего угнетения из-за идолов до предопределенной гибели} все изменяется. Этот глава сотворяет так, чтобы прекратились жертвы и их приношение; а из-за защиты идолов появляется опустошитель; и до предопределенной {Это представляет выражение, постоянно используемое для последних судов, которые падут на иудеев. (См. Ис. 10,22; 28,22.) Второй стих этой последней главы сравнивает опустошителя с наводнением, как и в стихе 26 той главы, которую мы рассматриваем. Внимательный читатель заметит, что эти отрывки относятся также к событиям последних дней. Обратите также внимание на союз в Ис. 28,15} гибели опустошителя будет суд. То, о чем здесь объявлено, являет, что семьдесят седьмин находятся в стороне от истории города и народа Даниила. В течение этих семидесяти седьмин Бог находится во взаимоотношениях с Израилем {Власть язычников существовала в то же время. Мы знаем из писания, что восстановление Иерусалима произошло в царствование язычников, как и весь ход шестидесяти девяти седмин, которые, несомненно прошли. Семьдесят имеют такой же характер в этом отношении. Только в конце семидесяти даруется прощение. Кто бы ни был инструментом заключения союза, четвертый зверь будет в то время правящей силой язычников, которой Бог передал власть. Очень важно, если мы поймем семьдесят седмин, отметить данное положение: иудеи восстановлены, город обустроен, но язычники еще занимают престол мира. Семьдесят седмин протекают сами по себе в этих условиях. Надо понять, что имеются в виду народ Даниила и его город, которые должны быть восстановлены в их прежнем Божьем благоволении. Долготерпение Бога еще ждет. Власть язычников уже пала в верности; Вавилон разрушен; через ходатайство иудеи временно восстановлены, и храм восстановлен. Семьдесят седмин почти прошли, когда явлен Христос. Если бы иудеи и Иерусалим в тот свой день покаялись, то все было бы готово для его восстановления во славе. Авраам, Исаак и Иаков могли быть воскрешены, как Лазарь. Но город не знал дня своего наказания, и поэтому исполнение семидесяти седмин, равно как и благословение, которое последует, должны обязательно быть отложены. Через благодать мы знаем, что у Бога было еще больше превосходных помыслов и намерений и что положение человека было таким, что этого не могло быть, как и явил результат. Соответственно, все здесь объявляется заранее. (Сравните Ис. 49,4-6.)}; не непосредственно так, а в связи с верой верующего остатка, Даниила, ходатайством, которое, связывая себя с существованием остатка, служит связью между Богом и народом: ходатайством, без которого народ был бы отвергнут. Вот тот же принцип, который управлял отношениями между Богом и народом через Моисея после золотого тельца, — народ называется народом Бога, как прежде народ Моисея. Это положение замечательно как имеющее место после восстановления власти язычников. Иудеи находятся в Иерусалиме, но язычники царствуют, хотя империя Вавилона разрушена. В этом ненормальном положении пророческая вера ищет полного восстановления города, места правления Бога и его народа. К этому относится ответ Бога. Дана краткая, но полная история периода, который пройдет до того, как свершится суд для иудеев и станет прошлым. Могут возникнуть некоторые сомнения в отношении перевода слова «опустошение»; некоторые передают его как «опустошитель» — «окончательная гибель, что предопределена, постигнет (суд) опустошителя»; или же — «и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». Тому, кто не очень знаком со Словом, это представляется лучшим окончанием для предложения; но мне кажется, что те, кто хорошо знаком со всем содержанием Библии и с ее фразеологией, признают вариант, что дал я, более верным по значению. Суть пророчества одна и та же в любом случае. Один перевод говорит, что опустошение продолжится до скончания суда, определенного Богом; другой — что оно не прекратится до гибели опустошителя, что приводит к одному и тому же. Перевод, который я дал, кажется мне более точным, более соответствующим Слову. В нашем английском переводе дается «опустошение», а «опустошитель» — на полях. Но слово не имеет той же формы, как то, что переводится как «опустошитель», в других местах, где значение определенное. Предыдущее предложение я передал — «вследствие защиты идолов». Слово — буквально «крыло» — вследствие из-за крыла мерзости. А мы знаем, что слово «крыло» обычно употребляется для защиты. Можно увидеть также и новую сторону большой значимости: Мессия будет предан смерти. Он ничего не будет иметь из того, что по праву принадлежало ему. Следствием этого будет разрушение города и святилища, опустошение и война. Вождь другого царства, еще не существующего, разрушит город и святилище. Взаимоотношения между Богом и народом не были полностью разорваны на время — даже что касалось верующего остатка. Вера Даниила отвергнута в лице Христа как пророка, и в отрицании Христа, выраженном в возвещении, что у них нет другого царя, кроме кесаря; и народ, и город преданы опустошению. Но осталась одна седьмина, еще не законченная, с этим неверным и упрямым, но еще любимым народом до того, как его беззаконие будет прощено, и вечная правда будет приведена, и будут видение и пророчество с их выполнением. Эта неделя будет выделяться заветом, который вождь утвердит с иудейским народом (за исключением остатка), а затем обязательным прекращением их поклонения путем вмешательства этого вождя. После того, как иудеи поместили себя под защиту идолов, этот нечистый дух, давно вытесняемый из народа, опять вошел в них с семью, еще худшими, чем он сам, и опустошитель приходит, и окончательные суды налагаются на народ — ужасные суды; но степень их определенно назначена, когда их мера будет полной. Таким образом, мы находим, что очень точный ответ дан на вопрос пророка; ответ, который очень четко раскрывает последствия связи народа Даниила с властью язычников. Их положение ясно объясняется, и еще существуют взаимоотношения с Богом посредством заступничества пророка. Пророчество объявляет в то же время общую особенность, что опустошение народа после шестьдесят девятой седьмины завершилось, и (с кажущимся успокоением от благосклонности зверя) до конца семидесятой вызвано было их отвержением Мессии, которое произошло в то же время, когда обещание, присоединенное к пророчеству, было на грани исполнения, и отвержение которого (грядущего во имя Отца) привело к длительному рассеиванию иудеев, которое продолжится до времени, когда они соберутся, — жертва беззакония главы язычников; времени их попадания в руки того, кто придет в своем собственном имени, — печальное состояние, развившееся во время последней седьмины, но которому Бог установил предел; и до чего злоба врага не может добраться.