Введение

В книге пророка Иезекииля мы увидели, что правление Бога на земле полностью развивалось в связи с Израилем, в осуждении греха ли, который послужил поводом для суда этого народа, или же в его восстановлении под властью Христа, Отрасль, которая произойдет от дома Давида, кто в книге этого пророка носит даже имя Давида, как истинный «возлюбленный» Богом, при этом в конце книги дается описание храма и его полного устройства. Там мы нашли Навуходоносора, главу язычников, представленного как раба СущегоИеговы (гл. 29,20; 30,24) для осуждения грешного Израиля, который был мятежным и даже отступническим, поклоняясь лжебогам. Бог сделал Израиль центром системы наций, народов и языков, появившихся вследствие осуждения Вавилона и существовавших пред Богом независимо друг от друга. Народ Израиля был, несомненно, очень отдален от всего того, что окружало его, был ли он народом, которому известен истинный Бог, был ли он народом, который имел храм и престол Бога; но каким бы ни было противопоставление между положением Израиля, как народа, и положением других народов, все же Израиль образовал часть той системы народов пред Богом (Втор. 32,8). Исполняя суд Бога над Израилем, Навуходоносор сразу же отверг эту систему и занял ее место в абсолютном и всеобщем господстве, которое он получил от Бога. Именно об этом и о последствиях этого — господстве главы язычников и царей язычников в различные периоды, характерные для их истории, — повествует книга пророка Даниила, привлекая внимание к остатку Израиля среди этой системы, подчиненному этому господству. Иудейский царь был отдан в руки главы язычников, но царское семя находится в том же положении. Остаток становится особым объектом помыслов Бога, открытых его Духом в данной книге. Помимо свидетельства, переданного Сущему через факт преданности остатка среди идолопоклоннических язычников, две важные особенности характеризуют его историю, рассматриваемую в данной книге. Первое, Дух пророчества и понимания путей Бога пребывает в этом остатке. Мы видели, что это рассматривалось в книгах Царств, когда весь Израиль пал и существовал во время своей истории под тенью царственности. Теперь дух пророчества снова становится связью народа с Богом и единственным местом покоя для их веры среди разрушения, которое навел на них справедливый суд Бога. Второе, что характеризует деяния Бога по отношению к этому остатку, — это то, что сохраненный Богом во всех несчастьях, в которые грех народа завел его, этот остаток, несомненно, разделит участь, какую Бог дает своему народу, согласно его правлению и по верности его обетованиям. Мы находим это в первой и последней главах рассматриваемой книги. Данная книга делится на две части, которые легко различаются. Первая заканчивается главой 6, а вторая идет до конца книги, однако первая и последняя главы имеют особый характер, как предисловие и вывод соответственно, извещая о положении остатка, которому, как мы сказали, в начале и в конце было дано откровение Бога. Два больших раздела также различаются по своему характеру. Первый изображает нам картину господства язычников и различие положения, которые оно примет пред Богом в соответствии с человеческой гордостью, что будет ее животворящим принципом. Эта картина содержит исторические особенности, прямо указывающие на дух, который оживит правящую силу в ее различные периоды; а затем — суд Бога. Это раздел не состоит из прямых откровений Даниилу, за исключением намерения вспомнить сон Навуходоносора. Здесь представлены главы язычников. Говорится о внешней и общей истории царств, которые должны были сменять друг друга, или о различных и последовательных особенностях, которые будут характеризовать их, об их конечном суде и замене царства Христа; и особенно — хождении и суде того, кого сам Бог установил и кто представляет всех других, будучи облаченным этим божественным назначением. Другие уже предопределенно наследовали престол, который Бог передал первому. Именно проблема между Богом и Израилем давала этому царству его верховенство. Именно дух дерзкого идолопоклонства и хулы против Бога Израиля ведет к его разрушению. Глава 6 не показывает беззаконие царя, кроме как подчинение влиянию других. Именно властители народа не признают никого царем, кроме как Бога, и они подвергнутся тому же наказанию, которое стремились нанести тем, кто был предан Сущему. Вторая часть книги, которая состоит из слов Бога, обращенных к самому Даниилу, изображает поведение глав язычников на земле и их поведение по отношению к тем, кто признает Бога; и, наконец, установление божественного царства в лице Сына человека — царства, которым владели святые. Подробности деяний Бога в отношении своего народа в конце даны в последней главе. Мы также можем заметить, что глава 7 изображает в основном историю западной силы, глава 8 — восточной — два рога. Глава 9, хотя и рассматривает в частности Иерусалим и народ — духовный центр этих проблем, связана ввиду этого с западной силой, которая захватила их. От главы 10 до конца главы 11 мы опять находили на востоке, что грядет суд народам там и установление остатка Израиля в благословении. Давайте теперь рассмотрим эти главы по порядку.