Даниил 6

Теперь возникает другая форма беззакония, не считая беззакония Вавилона (гл. 5). Лично у Кира были хорошие намерения; и Бог, от которого они шли, использовал его для временного восстановления своего народа, чтобы Мессия пришел и явил себя им — последнее испытание своего возлюбленного народа. Следовательно, не Кир, который, как мы это видим здесь, является инструментом беззакония, что стремилось уничтожить Даниила, — той человеческой воли, которая никогда не может быть преданной Богу. Здесь говорится не об идолопоклонстве и не хуле Сущего, а о возвышении самого человека, который исключит любую мысль о Боге, у которого не будет Бога. Это есть одна из особенностей, что характеризует глубины человеческого сердца. Человеку, в общем, угоден бог, который поможет ему удовлетворить его страсти и его вожделения, — бог, который годится для осуществления цели единства его царства и укрепления его силы. Религиозность человеческой натуры удовлетворяется такими богами, и она охотно поклоняется им, хотя тот, кто величественно устанавливает их, может делать это только политически. Бедный мир! Истинный Бог не годится ни для их совести, ни для их вожделений. Враг наших душ рад развивать таким образом религиозность нашей натуры. Лживая религия устанавливает богов, которые отвечают вожделениям плотского сердца, какими бы они ни были; но они никогда не призывают к общению и никогда не воздействуют на совесть. Они могут навязать ритуалы и обряды, так как они угодны человеку, но они никогда не могут привлечь пробужденную совесть во взаимоотношения с ними самими. То, чего боится человек, и то, что человек желает, является областью их влияния. Они не производят ничего в душе сверх действия плотских радостей и страхов. Но, с другой стороны, гордость человека иногда принимает такой характер, который меняет все в этом отношении. Человек сам будет богом, и будет действовать по своей собственной воле, и не допустит соперничества, которое его гордость не может вынести. Превосходство, которое не может быть оспорено, если Бог существует, не поддерживает того, кто будет стоять один. Бога необходимо покинуть. Враги верных пользуются этим положением. Жестокость менее изобретательна, за исключением того, что ее хитрость явлена в том, что льстя более высокой власти, она не порицает никого, кроме тех, кто не повинуется и презирает его слово. Когда есть соперничество с самим Богом, то вопрос с людьми решается с большей небрежностью и меньшей страстью в отношении их. Страсть соединяется с гордостью человека менее, нежели с волей человека. Человек, каким бы ни было его положение, является рабом тех, кто отдает дань своей лести. Своеволие является скорее его собственным хозяином. В этом случае, обманутый своим тщеславием, царь находит себя связанным законами, установленными явно для того, чтобы охранять его окружение от капризов под предлогом приписывания неизменности его воле и его мудрости, — черта, которая принадлежит одному Богу. Даниил брошен в львиный ров. Бог спасает его. Он сделает то же с остатком Израиля в конце века. Суд, который враги Израиля стремились навлечь на тех, кто был верен среди народа, свершается для них самих. Но результат этого суда простирается дальше, чем в предыдущих случаях. Навуходоносор запрещал произносить хулу на Бога Израиля, и он превозносил царя небес, кем был уничтожен. Но Дарий повелевает, чтобы Бог Даниила и Израиля почитался везде как единственно живой Бог, чье царство вечно и кто воистину избавил человека, который уповал на него. Исторически явствует, что у Дария было некоторое чувство уважения к Богу и к благочестию Даниила. Это был не его Бог, а Бог Даниила; и все же он чтит его и даже называет его живым Богом. Таким образом, мы видим, что идолопоклонство, отсутствие благочестия, гордыня, которая возвышает себя над всем, характерны для великих царств, о ком Даниил повествует нам, равно как и о причинах их суда. Результатом суда является признание Бога иудеев живым и спасающим Богом, и Всевышним, который владычествует над человеческим царством. Те же особенности будут найдены и в последние дни. Этим завершается первая часть книги.