Амос 1, 2

В начале книги говорится, что Сущий, объявляя о своих правах с места своего престола, гремит с Сиона и подает голос из Иерусалима. Затем, почти в конце, объявляется о восстановлении дома Давида и Израиля. Мы можем отметить, что до того, как объявлен суд Израилю и Иуде, изрекается суд окружающим народам из-за их враждебного и жестокого отношения к народу Израиля и из-за того, что было особенно жестоким в них и даже противопоставлено чувствам человечности; ибо Бог замечает все это. Сирия пойдет в плен к Ассуру. Не указываются средства, использованные для осуждения других. Газа и филистимляне, Тир, Едом, Аммон, Моав рассматриваются последовательно; а затем — Иуда и Израиль. Бог вдается в большие подробности в отношении грехов cвоего народа. Он действительно определил то, что характеризовало каждый осужденный народ; однако в отношении Израиля Он вдается в подробности. Мы можем опять здесь заметить — то, что мы уже видели, — что эти суды Сущего падут на народы, которые установлены на земле, обетованной Аврааму и принадлежащей по этому дару народу Израиля. Бог очищает свою землю от того, что оскверняет ее, и, следовательно, увы! от Иуды и Израиля, но в то же время отстаивая и сохраняя свои собственные права, которые Он явит в благодати во имя интересов Израиля в последние дни. Мы видим здесь безрассудство надежды, взлелеянной врагами народа, ищущими их гибели, думая о своей выгоде. Несомненно, Бог может наказать свой народ, ибо Он должен явить свой характер; но злоба их врагов навлекает его суд и на них. В отношении Иуды Сущий особенно указывает на пренебрежение законом и на непослушание его заповедям. В Израиле точно определенный грех имеет характер, более независимый от закона (причину этого легко понять, если мы рассмотрим положение этого народа) и связанный с удалением от страха Бога, который позволяет человеку проявить эгоизм его сердца и угнетать тех, о ком Бог печется. Они продают правого за серебро, а бедного — за пару сандалий. Их не заботят страдания бедного, но даже при жертвеннике — предположим, по крайней мере, что это жертвенник Сущего, — они лежат на одеждах, взятых в залог, и веселятся с тем, что взыскали за нарушения. Тем не менее Бог вывел их из Египта, уничтожил их врагов, чтобы утвердить их в обладании их землей, и дал им знамения особых взаимоотношений с ним самим через лиц, отделенных для него самого, или тех, кого Он послал пророками к ним; но они вынуждали первых оскверниться и приказывали последним не пророчествовать во имя Сущего. Сердце Бога было подавлено, как это и было, их грехами; и его суд настигнет их. В этом пророчестве часто повторяется обвинение за презрение бедных (гл. 2,7; 4,1; 5,11; 8,6) в особой связи с Израилем.