Пророки часто говорят о Едоме. Этот народ, который, как Иаков, происходит от Исаака, имел глубокую укоренившуюся ненависть к потомству младшего сына, которому благоволили, как народу Сущего. Пс. 137 повествует об этой ненависти в седьмом стихе. В Пс. 83 Едом образует часть последнего заговора против Иерусалима, целью которого было убрать имя Сущего с земли. Иез. 35 останавливается на этой вечной ненависти, показанной сначала в отказе дать проход через страну и на желании Едома овладеть землей Израиля. Наш пророк касается подробностей проявления этой ненависти, которая разразилась, когда Иерусалим был захвачен. Возможно, что-то подобное было, когда Иерусалим захватил Навуходоносор. Едом объединяется с Вавилоном в Пс. 137 как старый враг Иерусалима. Но ясно, что пророчество простирается до других событий. На Иерусалим опять нападут эти язычники, которые стремятся насытить свою ненависть к граду Сущего и удовлетворить свои честолюбивые намерения. Едом играет печальную роль в этом случае, и суд ему соответствует его греху. Народ полностью отринут. Когда весь остальной мир будет радоваться, опустошение Едома будет полным. Едом намеревался использовать преимущество нападения народов на Иерусалим, чтобы овладеть землей, и объединился с ними, чтобы принять участие в нападении, выжидая, — естественно для народа, у которого были привычки аравийских племен, — чтобы отрезать отступление беженцев, накладывая руки, где возможно, на их имущество и предавая их также врагам. Люди Едома не знали, что день Сущего навис над всеми народами и что это поведение только навлечет особое бедствие на их собственные головы. Таким образом, суд над ними таков: Бог истребляет их мудрых, их гордость обманывает их, их сила покидает их, и их можно полностью истребить. Мы видели, что они присоединились к последнему союзу против Иерусалима и участвовали в разрушении этого города. Но оказывается, что их союзники обманывают их (ст. 7); и Едом, с которым плохо обошлись прежние союзники, становится «малым между народами» (ст. 1, 2). Народы — первые орудия мести Сущего. Но другое и еще более ужасное событие связано с именем Едома, или Идумеи, и является поводом для низвержения суда Сущего на этот народ. В Едоме соберутся войска народов в последние дни. Оценка этого дана в Ис. 34 и 63. Смотрите Ис. 34,5.6, а оставшаяся часть главы изображает осуждение опустошения в самых сильных выражениях. Ис. 63 являет нам самого Сущего, возвращающегося с суда, топтавшего точило в одиночестве. Никого из народов не было с ним. В конце Израиль сам будет орудием в руках Сущего для осуждения Исава (Авд. 18). Разрушение у Исаии относится, в частности, к войскам народов, которые постепенно собрались в Едоме. Часть, которая дана Израилю в осуждении, лежит в целом на народе; я думаю, и потом, когда Христос стоит во главе их как Мессия (ср. ст. 17, 18); и Ис. 11,14, кажется, подтверждает эту точку зрения на отрывок. Во всяком случае, это происходит после благословения Израиля. О том, что ничего не останется от Едома, объявляется также в Авд. 5, 6, 9, 18; Иер. 49,9.10-22; и, заметим, там нет восстановления остатка, как в случае Елама и других (Иер. 49,39). Часть последнего пророчества определяет то же, что и пророчество Авдия, и почти в тех же словах. Тот же суд объявляется в Иез. 35 и в Ис. 34, что уже приводилось. Мы видим в этих главах, как и в Ис. 63, что это спор об Иерусалиме, что Сущий судится с Едомом (Иез. 35,12; Ис. 34,8; 63,4). В этих отрывках Сущий не забывает о помыслах любви к Сиону и своему народу. Он завершает пророчество Авдия свидетельством результата его призыва покаяться, его неизменной верности своим обетованиями и неутомимой любви. Израилю будет дана власть и мощь в борьбе против тех страшных врагов, и он будет владеть в мире землей, которую захватили их враги. Спасение будет на горе Сион, оттуда гора Исава будет осуждена, и будет царство Сущего.