Иона 3

А сейчас начинается второе свидетельство. Все, чем Израиль мог быть, все, что относится к человеку, ответственному в том, что касалось свидетельства, пало навсегда. Христос, верный, был отвергнут. Израиль, следовательно, как сосуд свидетельства Бога в плоти, отвержен. Только воскресший может теперь нести свидетельство; и мы можем добавить — нести его даже Израилю, который теперь становится объектом милости вместо того, чтобы стать сосудом обетования и свидетельства. Но это вынуждает Бога обратиться к своему милосердию. Если Израиль не может, как праведный, быть сосудом свидетельства правды (и даже, как грешник, отверг ее), то Бог возвращается к своему милосердию, как верный Творец; от чего, более того, в глубине своего существа, Он никогда не отступал, хотя Он подверг человека испытанию, приводя его во взаимоотношения с ним самим, под всякой благоприятной возможностью, чтобы увидеть, мог ли он быть свидетелем правды Бога на земле. Иона знал в душе, что в Боге — благодать. Несомненно, он и его народ испытали это. Но в этом случае, хотя правда в стороне от благодати, так что тот, кто был свидетелем правды, мог быть почитаем — хотя она была мстительна, а он, как ее свидетель, мог быть возвышен — он ничего не будет иметь общего с ней. С того времени он стал неродным для этого. Так как воистину Бог был милосердным; и невозможно было иметь такого, как Иона, свидетеля — это было бы неверно. Именно поэтому благодать (то есть откровение благодати) отождествляется с состраданием к язычникам. Является ли Он только Богом иудеев? Воистину нет, Он также и Бог язычников. И отвержение иудеев, как иудеев, становится примирением для мира. Тот же Сущий щедр ко всем, кто призывает его имя, так что язычники могут прославлять Бога за его милость {Следовательно, мы также можем добавить, что это связано с воскресением в его осуществлении. Это действительно имеет более глубокую причину — положение человека по натуре, но это было выявлено в милости падением иудеев в связи со Христом по плоти}. В конце повествуется о делах Бога и Ионы — он восстает против права Бога явить сострадание к его беспомощным созданиям и будет настаивать на суровом исполнении его приговора языческому миру, не оставляя даже возможности для покаяния. Бог отвечает ему, не сразу раскрывая замыслы своей благодати, а прибегая к правам своей высшей благости, своей природы, своего собственного характера. Ниневия услышала Бога. И сейчас, если Бог угрожает, то для того, чтобы человек мог отвратиться от своего беззакония и спастись. Зачем еще Он должен предупреждать грешника? Почему бы не оставить его, чтобы он был не предупрежден до суда? Но не таковы пути Бога. И мы можем заметить здесь, что в случае Ниневии не говорится о вере в Сущего, как в случае с устрашившимися корабельщиками. Результат ужасных невзгод, которые падут на Израиль в последние дни, как суд на неверного свидетеля Сущего, будет таким, чтобы стал известен этот Бог суда и чтобы побудить, прославлять великое имя Сущего во всей земле (гл. 1,14.16). В отношении последних дней мы видели, что это есть свидетельство всех пророков {Смотрите Ис. 66; Иез. 36,36; 37,28; 39,7.22; Зах. 2,11; 14; и множество других отрывков}, как и в Псалмах {Смотрите Пс. 9,15.16; 83,18 и все псалмы в конце}. Здесь просто говорится о Боге. Обитатели Ниневии верили Богу. Это — действие слова Бога на их совесть. Они признают это и отворачиваются от своего греха. Они признают справедливым суд Бога и правильным его слово, и Бог прощает их и не исполняет своего суда. Более того, это дано по его путям, что вскрыто Иеремией.