Михей 5

Глава 5. Однако было еще нечто более определенное, о чем необходимо было возвестить, должен был быть указан главный враг последних дней, в особой связи с другими и неизбежным грехом Иерусалима и его людей. Представлены Мессия и его отвержение. Дочь полчищ собирается в полчищах, чтобы осадить Иерусалим — войско Ассура. (ст. 5.) Однако есть отличие от нападения Сеннахирима. Сейчас Иуда глубже погружается в грех и мятеж. Истинного судью Израиля будут бить тростью по щеке. Христос будет осмеян и избит. Стих 2 описывает его поразительным образом. На этом стихе основывались книжники и главные священники, когда они уверяли Ирода, что Христос родится в Вифлееме. Он представляет его как рожденного в Вифлееме, и в то же время — как вечного и как настоящего владыку в Израиле. Второй стих — вставной эпизод. Он возвещает о месте рождения, откуда выйдет тот, кто будет править Израилем для Сущего; и в то же время он являет вечную славу его личности. Стих 3 связан со стихом 1 и изображает последствия греха, указанного здесь. Израиль и особенно Иуда оставлены, однако только на время, период, обозначенный замечательным и поучительным образом, — пока не родит имеющая силы родить. Израиль (умудренный, долженствующий родить, долго предпочитающий оставаться, опираясь на Агарь, а не Сарру) должен пройти через все страдание, горе, суды, наказание Бога, необходимые, чтобы привести его к принятию наказания за свое беззакония; и через некоторое время полностью убедиться, благодаря его милости, в необходимости той благодати и милосердия Бога и, таким образом, придет в положение, что соответствовало ему как сосуду явления того Сына, который родится для него, — Ноеминь возвращается через благодать, кому (в отношении его явления в этом мире), как считается, рожден царь. Сравните Ис. 9, где мысль развивается в связи с Израилем: «Сын родился нам», и Откр. 12, где исторический факт и его связь с Израилем в последние дни сведены вместе. И другой очень важный элемент этой последней картины настоящего века указывается в данном стихе. Израиль предан суду, оставлен Богом в определенном смысле из-за того, что отверг Христа, Господа. А теперь имеющая родить родила. Затем (и на это я ссылаюсь) остаток братьев этого Сына-первенца вместо того, чтобы быть добавленным к собранию (церкви) (Д. Ап. 2), возвращается к детям Израиля. Христос не стыдится назвать их своими братьями; но в то время они не стали членами его тела. У них взаимоотношения — с Израилем. Таково положение, в которое они поставлены пред Богом. Он, отвергнутый, становится пастырем Израиля согласно силе Сущего в величии имени Сущего, его Бога. Израиль живет в безопасности, так как его царь становится великим до концов земли. Им будет низвергнут Ассур, а его земля опустошится Израилем, который он стремился уничтожить. Израиль в тот день обладает двойным характером. Остаток Иакова является орудием оживления в драгоценной благодати, которая исходит от Бога и не полагается на вымученные и разнообразные усилия человека. Они будут, как ливни на траве, которые не зависят от человека и не полагаются на сыновей человеческих. Но тем не менее Израиль есть также то, что возвышается среди народов, как лев среди лесных зверей, от которого никто не может спасти. Они — орудие и свидетельство силы Бога. Благословение и сила Сущего — с ними. Пророк объявляет, что все неприятели Израиля будут истреблены и погибнут. Но Сущий в то же время разрушит среди Израиля всю их лживую человеческую силу, их колесницы, их укрепления — все, что служит гордыне человека и заставляет его верить в себя. Он истребит всех их истуканов; Израиль не будет больше поклоняться изделиям своих рук; всякий след идолопоклонства должен быть убран. В то же время месть и гнев, такие, о которых еще не слышали, исполняется над народами. Этот раздел пророчества заканчивается здесь: первая часть — в конце главы 2; глава 4,9-13, изображает, в общем, два зла, с которыми осужденному Иерусалиму придется иметь дела — Вавилон и собрание народов в последний день и его славное спасение; а глава 5 — связь Мессии как с судом, так и со спасением от последнего из этих зол и введение благословения, описание которого было дано в главе 4,1-8, как намерение Сущего. В этом смысле глава 4,8 завершает вторую часть; но до конца главы 5 имеются два приложения, которые раскрывают двойное зло, что идет на Иерусалим, и связь народа с их спасителями сначала в суде, а затем — в спасении.