Введение

Софония изображает нам суд Духа Бога в отношении условий откровения, обращенного от имени Бога в этот мир тогда, когда было некоторое внешнее восстановление посредством царя, который боялся Бога. Бог даровал это благословение своему народу не один раз, Он даже долго терпел их восстание и мятеж, и в обоих случаях Он заставит нас увидеть настоящее духовное состояние того, что несло его имя, — суд, который создает духовное сердце, какое взрастил его Дух в отношении этого состояния: суд, который будет удостоверен тем, что Бог исполнит над его народом и над язычниками, когда долготерпение больше не будет нужным. Вот две темы, которые составляют два главных раздела пророчества: объявление намерений Бога в отношении суда, который Он свершит, и явление того состояния, которое привело к суду. Это, как всегда, сопровождается открытием его планов в благодати и явлении Мессии, чтобы ободрить и поддержать веру верующего остатка его народа. Так как Израиль был определен свидетелем Бога, когда народы предались беззаконию и идолопоклонству, то общее осуждение мира могло быть отложено настолько, насколько (это свидетельство поддерживается) был явлен истинный образ Бога; ибо Бог медлит с гневом. Соответственно, Он поднял пророков, начиная с Самуила, чтобы исправить скитания и неверность своего народа, когда они сами пали. Так как это чрезвычайное свидетельство благодати, предупреждения и наказания, которые сопровождали его, служили для того, чтобы поддержать некоторые проблески веры и правды на земле, то Сущий убрал свою руку, готовую разрушить то, что бесчестило Бога и угнетало человека. Мы уже видели в передаче верховной власти царству язычников введение новой системы, как мы находим в Новом Завете установление собрания. Я не говорю об этом здесь. Что касается правления мира ввиду свидетельства, переданного от имени Сущего, когда Израиль, кто поддерживал это свидетельство среди народов, которые были отступническими и восставшими против Бога, пал настолько, что больше не было исцеления, и народы также подверглись суду, который они давно заслужили. Они вынесут этот суд себе, переполняя меру своего беззакония и восстания против Бога и проявляя ненависть к народу Бога в радости, с которой они идут вперед, чтобы осуществить наказания, заслуженные тем народом, так как Бог долготерпелив к ним также. Он даже посылает евангелие — полное благодати, которую мы имеем, или объявление своих грядущих судов, чтобы и тот, у кого есть уши, мог спастись от этих судов. Но в принципе окончательное падение свидетельства Израиля оставило народы подвергнутыми суду, которого их греховное положение заслуживало, и этот суд был временно прекращен, ибо истинное свидетельство было передано Богу. По этой причине мы постоянно находили в пророчествах пророков определенный суд для Израиля. Установление царства язычников, представленного идолом и зверями, введение христианства, отступничество, которое вспыхивает в его груди, вводят другие объекты суда Бога, но не изменяют суд, который исполнится над народами отдельно от этих объектов. Осуждение отступничества и империи язычников идет непосредственно с неба, откуда шли власть этой империи и благословение тех, которые стали отступниками, и против которой они восстали. Для суда над народами как таковыми гора Сион является отправной точкой — Сион, теперь находящийся под осуждением, но затем спасенный осуждением, исполненным над зверем, который угнетал его. (См. Пс. 110.) События, о которых говорится в книге пророка Даниила, в пророчествах Нового Завета и частично у Захарии, опущены теми пророками, которые избрали своей темой собственно взаимоотношения земного народа с Богом на Сионе; а суд над Иерусалимом и иудеями связан в их пророчествах с судом народов — и суд последних вовлечен в суд над народом, который больше не передавал никакого свидетельства Сущего, но поносил его имя. Этот суд начался в отношении иудеев с самого Навуходоносора. Затем во время упадка (в конце века) империи, которая изначально была с ним, как золотая глава, народы, возобновляя свою силу, используют его против Израиля, затем как связанные и подчиненные отступнической империи, еще более ужасный суд. Таким образом, все народы соберутся против Иерусалима и восполнят как осуждение народа, так и их собственное беззаконие, вызовут вмешательство милостивого Бога на благо его народа в соответствии с его обетованиями и намерениями милости — спасение Израиля осуществляется через осуждение, исполненное над теми, кто идет против них и кто, идя против них, выступает против Сущего и также против его Христа. Это будет осуждение, которое пойдет вперед с Сиона, пока зверь не будет уничтожен тем, который грядет с неба. Даты в книгах пророков связаны с различными образами этой серии событий. Исаия и Михей, Осия и Амос (хотя последние два менее прямо) заняты откровением Сына Давида, Спасителя и защитника народа в Иерусалиме. Езекия, возвышенный после жалкого царствования Ахаза, дал жизнь этим откровениям, которые поучали праведных (открывая беззаконие и настоящее состояние народа), чтобы они ждали и уповали только на мысли Бога, который возвысил этого благочестивого царя для временного восстановления своего народа и дарует им полное и вечное спасение настоящим Еммануилом. Исаия (в первых трех и в последних главах своего пророчества) основывается на связи, о которой мы говорили, между осуждением Израиля и осуждением народов. Осия не представил тем же образом приход Спасителя. Пощажен облик Иерусалима от разрушения по его благочестию, но сам он падает от руки чужеземцев. Слава и мир, временная надежда Иерусалима, исчезли с ним, и вот следует его осуждение. Софония пророчествовал при его царствовании. Пророк не замечает временного благочестия народа, который (см. Иер. 3) в сердце своем не изменился. Он размышляет над общей основой состояния Израиля и последующим осуждением в связи с его влиянием на народы. Мы видели, что Навуходоносор — первый, кто исполняет это осуждение, хотя как осуждение, так и пророчество, которое говорит о нем, идут намного дальше.