Захария 13

В главе 13 сказано все об омытии и очищении. Источник открыт дому Давида, чей грех уничтожил народ, без отмены права или ослабления благодати Бога; а также народу Иерусалима, который более, чем причастники, в грехах своих правителей. Вот приходит практическое очищение водой. Вера в того, кого они пронзили, уже в их сердцах. Идолы и лжепророки, два главных источника несчастья иудеев, будут полностью убраны. Никто, даже сами родители виновных, не вытерпит этих мерзостей и обманов. Христос — эталон, и весь суд будет осуществлен по нему. Все принимает свой духовный характер согласно взаимоотношений, искупленных с ним. Это дает возможность для полного исторического развития того, что произошло с ним. Дополняет — как Он был пронзен, и последствия этого, которые конкретизируются в отношении Иерусалима, Израиля и мира. В стихе 5 читаем: «Я не пророк, я земледелец, потому что некто сделал меня рабом от детства моего». То есть Христос занимает униженное положение того, преданного службе человека в обстоятельствах, в которые Адам был приведен грехом (то есть в отношении его положения как человека, живущего в этом мире). Стих 6 направляет внимание на то, что приключилось с ним среди иудеев, где ему причинили страдания и причислили к злодеям. Истинный характер его личности и его страдания раскрывается далее в стихе 7. Это меч Сущего, поднимающийся против человека, который является его причастником, ему подобным. Этот стих не требует пояснения. Очень интересно видеть, что когда Христос рассматривается в своем унижении как человек, Он принимается Духом как равный Сущему в своих правах, а когда (Пс. 45,7) его видят на престоле божественной славы и обращаются к нему как к Богу, те, кто принадлежит ему, признаются его соратниками в славе, разделяя его положение. Результат этого отвержения Христа, центра истории вечности, человеческой связи с Богом и откровения обоих, так как это событие рассматривается здесь в связи с историей Израиля — рассеивание овец, которые собрались вокруг истинного пастыря. Тем не менее Бог простирает свою руку на малых. Результатом для Иуды, когда ход истории возобновится в последние дни, будет то, что две трети будут истреблены во всей земле (ср. Иез. 20,34-38 в отношении Израиля), а треть, которая остается, пройдет через огонь, призовет имя Сущего и будет услышана. Сущий отменит имя «Лоамми» — не мой народ — говоря, что это его народ; и они скажут, что Сущий — их Бог. Это определенный результат его обращения с народом, а здесь — особенно с Иудой, о которой Он сказал «Лоамми», и остатком, который Он признает своим народом.