Матфей 11

В гл.11, послав Своих учеников благовествовать, Он продолжает Свое служение. Весть о делах Христовых доходит до Иоанна в темницу. Он, в чьем сердце, несмотря на дар пророчества, все еще что-то оставалось от иудейских мыслей и надежд, послал через учеников своих спросить Иисуса: Он ли Тот грядущий или им ожидать иного {Его послание к Иисусу показывает как полную уверенность в Его слове, как пророка, так и неведение Его Личности; и это изображается подробно}. Бог допускает этот вопрос, чтобы расставить все по своим местам. Христос, будучи Словом Божиим, должен быть Его свидетелем. Он должен свидетельствовать о Себе Иоанну и не принимать свидетельства от последнего; и это Он совершал в присутствии учеников Иоанна. Он исцелял все человеческие болезни, благовествовал Евангелие бедным, и посланники Иоанна должны были представить ему истинное свидетельство о том, чем был Иисус. Иоанн должен был получить его. Этим людям надлежало пройти испытание. Благословен тот, кто не был смущен скромной внешностью царя Израильского. Бог, явленный во плоти, пришел, чтобы искать не царского великолепия, хотя Он был достоин того, а избавления от человеческих страданий, Его деяния раскрыли его характер, который содержит возможность к действию, с божественной глубиной. Эта сила куда более замечательна, чем та, которая зависела от обладания престолом Давида, избавления, которое дало бы Иоанну свободу и положило конец тирании, заточившей его в темницу. Начать это служение, оказаться в центре всех событий, понести горести и нужду Его людей — это все могло показаться сомнительным для плотского сердца, которое искало появления славного Царствия, кое удовлетворит гордость Израиля. Но не было ли более истинно божественным, более необходимым для положения людей явление Бога? Сердце каждого было бы испытано, чтобы узнать, принадлежит ли он к покаявшемуся остатку, который принимает пути Божии, или к горделивому народу, который думает только о своей славе и не осознает ни Бога, ни своей нужды и несчастья. Облачив Иоанна ответственностью получения этого свидетельства, которое испытывало весь Израиль и отличало остаток от всего остального народа, Господь являет свидетельство самому Иоанну, обращаясь к народу и напоминая им, как они следовали благовествованию Иоанна. Он показывает им то, к чему пришел Израиль путями Божиими. Представление в свидетельстве Царствия составляет различие между тем, что предшествовало и что следует. Из всех рожденных женщиной не было величественнее Иоанна Крестителя, никого, кто был бы так близок к Господу, посланного прежде Его, никого, кто дал бы более точного и полного свидетельства о Нем, кто был отделен от зла Силой Духа Божиего, отделен, чтобы исполнить свой долг среди народа Божиего. Но он не был в Царствии: оно еще не наступило. Но быть при Христе в Его Царствии, радуясь результатам установления Его славы {Это не собрание Божие. Но права Царя во славе были уже установлены, была заложена основа, христиане пребывали в Царствии, хотя в очень особом и исключительном положении, потому что они пребывают в Царствии и терпении Иисуса Христа, Которого прославляют, но Который сокрыт в Боге. Они разделяют судьбу Царя и разделяют Его славу, когда Он правит},- это значило более, чем все свидетельства о грядущем Царствии. Тем не менее, со времен Иоанна Крестителя произошли заметные изменения. С того времени было провозглашено Царствие. Оно еще не было установлено, но о нем уже благовествовали. Это совершенно отличалось от пророчеств о Царствии, которое наступит в будущем, призывающих людей к закону, данному Моисеем. Креститель шел пред Царем, провозглашая близость Царствия, и призывал иудеев покаяться, чтобы они смогли войти в него. Закон и пророки говорили о Боге еще до Иоанна. Закон был основой; пророки, поддерживающие ее, укрепляли надежды и веру остатка. Сейчас энергия Духа воодушевляла людей на преодоление трудностей и противление вождям людей и слепцам, чтобы они могли любой ценой достигнуть Царствия Царя, отвергнутого слепыми неверующим, теми, кто должен был принять Его. Видя, что Царь пришел с унижением и что Он был отвергнут, было необходимо насилие, чтобы войти в Царствие. Тесные врата были единственным входом. Если вера в самом деле могла проникнуть в мысли Божии, то Иоанн был Илия, который должен был прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит. Это предназначалось только для таких. Если бы Царствие явилось во славе и силе его Создателя, то насилие не было бы необходимостью; оно бы явилось как результат этой силы; но была на то воля Божия, чтобы они были подвергнуты нравственному испытанию. Они должны были принять Илию в духе. Результат этого содержится в словах Господа, которые следуют за истинным духом этого поколения и путями Божиими в отношении Личности Иисуса, проявившимися в самом Его отвержении. Как и для всего поколения, справедливость и привлекательность благодати были потеряны для них. Дети свободы, которых учил Бог, осознавали истину свидетельства Иоанна, как факт, обличающий их самих, и благодать, так необходимую виновным в страданиях Иисуса. Иоанн, свободный от зла народа, был в их глазах диаволом. Иисуса, доброго ко всем несчастным, они обвиняли в связи с сатаной. Свидетельство было достаточно сильным, чтобы подчинить сердце Тира и Содома, праведный укор Господа предупреждал упрямый и неверящий народ о более ужасном суде, чем тот, который ждал гордость Тира или развращение Содома. Но это было испытание для наиболее любимых представителей человечества. Можно спросить: почему послание не было послано в Тир? почему не в Содом, чтобы этот город мог избежать огня, который уничтожил их? Потому что человек должен был быть испытан по-всякому, чтобы совершенные заветы Божии могли исполниться. Если бы Тир или Содом поносил испытания, которые Бог творения и провидения послал на них, иудеи должны были проявить то, что было в человеческом сердце, когда оно обладает всеми обетованиями и постигает Бога из всех пророчеств. Они хвастались данным им даром и отошли от Того, кто подарил его. Их слепое сердце не осознавало и даже отвергало их Бога. Господь покидает Своих презренных людей, которых Он возлюбил; но, как послушный человек на земле, Он подчинялся воле Своего Отца, Который обладал верховной властью, Господа неба и земли, являющегося в исполнении этой власти, божественной мудрости и совершенстве Его характера. Иисус принимает волю Своего Отца. Было угодно то, что Бог явит низким все дары Своей благодати в Иисусе, Эммануиле на земле, и что Он сокроет их от гордыни, которая ищет пути их тщательного рассмотрения и оценки. Но это открывает дверь к славе Божиих заветов. Истина в том, что Личность была слишком славной для понимания человеком, хотя Его слова и поступки не являлись оправданием их Его отвержения, чтобы через Него узнать Отца. Иисус, исполнитель воли Отца, хотя и осознавал все то, что причиняло боль Его сердцу в связи с этим исполнением, видит всю полноту славы, которая последует за Его отвержением. Его Отцом Ему было дано все. Он — Сын, Который дарован нашей вере, занавес, что скрывал Его славу, а сейчас был поднят, когда Он отвержен как Мессия. Никто не знал Его, кроме Отца. Кто из гордецов мог понять, Кем был Он? Он, Который за всю вечность один мог пребывать с Отцом, стал человеком, превосходящим в глубокой тайне Его бытия все знания, за исключением Самого Отца. Невозможность познания того, Кто опустошил Себя, чтобы стать человеком, поддерживал определенность, реальность Своей божественности, которую это самоотречение могло скрыть от глаз неверия. Неспособность понимания бытия в конечной форме показала бесконечность, которая содержалась в этом. Его божественность была гарантирована верой, противопоставленной результату проявления Его Человечности в понимании человека. Но если никто не знал Сына, кроме Отца, то Сын, Который есть истинный Бог, мог открыть Отца. Человек никогда не видел Бога. Единородный Сын, Который был с Отцом, открыл Его. Жалкое неведение гордости отвергает Его! Это откровение было сделано благодаря доброй воле Сына. Отличительное свойство божественного совершенства! Он пришел для этой цели. Он сделал это по Своей мудрости. Такова была истина человеческих отношений с Ним, хотя Он подвергся жестокому унижению, будучи отверженным Своими же людьми, как последнее их испытание, испытание человеческого состояния. Также заметьте здесь, что этот принцип, эта истина по отношению ко Христу открывает дверь язычникам, всем, кто должен быть призван. Он открывает Отца всем, кому пожелает. Он всегда ищет славы Своего Отца. Он один может открыть Его. Он, Кому Отец, Господь неба и земли, дал все. Язычники облечены в права, дарованные этим званием, каждая семья на небе и земле. Христос осуществляет эти права в благодати, призывая всех, кого Он пожелает, к знанию об Отце. Таким образом, мы находим здесь развращенное и неверное поколение, остаток народа, подтверждающего мудрость Бога, проявленную в Иоанне и Иисусе, в суде и благодати, приговор суда для неверующих, отвержение Иисуса, в образе Коего Он явил себя народу, и Его совершенное повиновение, как человека, воле Своего Отца в этом отвержении, дающего возможность для проявления в Его душе славы, достойной его как Сына Божиего. Его славы, которую не мог знать человек, даже так, как мог открыть ее Он, истины об Отце, с тем, чтобы мир, который отказался от Него, был в полном неведении и спасся к великой радости Того, Кто рад открытию Отца. Мы должны также заметить здесь, что миссия учеников в отношении Израиля, который отверг Христа, продолжается (если бы Израиль был на земле) пока Он придет как Сын Человеческий, Его право на суд и славу, как наследника всего (т.е. пока суд, чрез который Он овладеет землей Ханаанской, в силе, которая не оставляет места для Его врагов). Об этом Его праве на суд и славу как наследника всего сказано в Ев. от Иоанна 5, в Данииле 7, Псалмах 8 и 79. Также заметьте, что в главе 11 развращенность поколения, которое отвергло свидетельство Иоанна и Сына Человеческого, Который пришел в благодати и связывал Себя в благодати с иудеями, открывает дверь свидетельству славы Сына Божиего и откровению Отца через Него в абсолютной благодати — благодати, которая могла открыть Его так же бедному язычнику, как и иудею. Вопрос был не в ответственности принятия, а в абсолютной благодати, которая передавалась кому бы то ни было. Иисус знал человека, мир, поколение, которое радовалось величайшему преимуществу перед всем, что было в мире. Не было места, чтобы ступить в грязном болоте всего того, что отошло от Бога. Среди мира зла Иисус оставался откровением души Отца, источником всего доброго. Кого Он зовет? Что Он дарит тем, кто идет? Как источник благословения, открытия Отца, Он зовет всех нуждающихся и обремененных. Может, они не знали источника всех бед: отделение от Бога, грех. Он знал, и Он один мог исцелить их. Если это был смысл греха, который обременял их, тем лучше. Во всяком случае, мир больше не удовлетворял их сердца, они были несчастны, и поэтому были источником проявления милости Иисуса. Более того, Он дал бы им успокоение. Он не объясняет здесь, каким образом, а просто говорит о факте. Любовь Отца, которая в благодати, в Личности Сына, искала несчастных, подарила бы покой (не просто облегчение или сострадание, а покой) каждому, кто пришел к Иисусу. Это было совершенное откровение имени Отца сердцам тех, кто нуждался в Нем; и откровение через Сына; мир, мир с Богом. Им нужно было только прийти ко Христу: Он принял всех и дал покой. Но есть еще и второй элемент в покое. Это больше, чем мир через познание Отца в Иисусе. И больше, чем это необходимо; т.к. когда душа живет в мире с Богом, то этот мир представляет множество причин для страданий сердца. В этих случаях вопрос стоит в подчинении или своеволии. Христос в осознании Своего отвержения, в глубокой печали, вызванной неверием городов, в которых Он совершил столько чудес, явил абсолютное смирение Своему Отцу и нашел в этом совершенный покой Своей душе. К этому Он призывает всех, кто слышит Его, всех, кто испытывает необходимость в покое своей души. «Возьмите и то Мое на себя и научитесь от Меня», т.е. его полному смирению перед волей Его Отца, научаясь от Него, как встречать беды жизни, т.к. Он был кроток и смирен сердцем и довольствовался низким положением по воле Своего Бога. Фактически ничто не может победить того, кто находится в таком положении. Это место совершенного покоя для сердца.