Матфей 16

Глава 16 идет дальше, чем откровение о простой благодати Бога. Иисус раскрывает то, что должно быть сформировано в советах этой благодати, в которой все принадлежит Богу, показывая отвержение гордецов среди Его народа, к которым Он питает отвращение так же, как и они к Нему (Зах. 11). Закрывая глаза (по своей извращенности) на удивительные и замечательные знамения Его силы, которыми Он постоянно одаривает бедных, ищущих Его, фарисеи и саддукеи — пораженные этими явлениями, но не верившие в сердце и рассудок — требуют знамения с небес. Он упрекает их за неверие, показывая им, что они знают о знамениях погоды, хотя знамения времени были более значимыми. Они были родом лукавым и прелюбодейным, и Он оставляет их: важное выражение, отражающее то, что сейчас происходит с Израилем. Он предупреждает Своих забывчивых учеников об утонченных происках врагов истины и врагов Его, Кого послал Бог, чтобы явить эту истину. Израиль оставлен, как нация, в лице своих вождей. В то же время в терпеливой благодати Он разъясняет Своим ученикам то, о чем Он говорил им. Затем Он спрашивает Своих учеников, за кого почитают его люди. Дело было во мнении, а не в вере, то есть неопределенности, которая присуща моральному безразличию, отсутствию сознательной нужды души, которая может обрести покой только в истине, в Спасителе, что мы и нашли. Затем Он спрашивает, что они думают о Нем. Петр, которому Отец соблаговолит открыть Его, являет свою веру, говоря: «Ты — Христос, Сын Бога Живого». Здесь нет неопределенности, какого-либо другого мнения, а есть всемогущий результат откровения, данного Самим Отцом о Личности Христа ученику, которого Он избрал для этой привилегии. Очень замечательным образом здесь показывается положение людей, но не так, как в предыдущей главе, касающееся закона, а касающееся Христа, который был явлен им. Мы видим это, сопоставляя откровение Его славы и тех, кто следовал за Ним. Таким образом, мы имеем три класса: первый — надменные, неверующие фарисеи; затем — сознательные люди, признающие божественную силу и власть во Христе, которые безразличные к этому; и наконец, — люди Божиего откровения и божественно данной веры. В 15-й главе благодать по отношению к тому, кто не имеет иного упования, кроме как на нее, противопоставляется непослушанию и лицемерному извращению закона, которым книжники и фарисеи пытались скрыть свое непослушание, притворяясь благочестивыми. В 16-й главе осуждается неверие фарисеев, касающееся Личности Христа, и оставляются в стороне эти извращенные люди; мы узнаем об откровении о Его Личности как о Создателе собрания, которое займет место иудеев как свидетельство Богу на земле; глава также провозглашает заветы Божии, касающиеся его установления. Она к тому же показывает нам управление Царствием, установленным на земле. Давайте рассмотрим вначале откровение о Его Личности. Петр признает Его Христом, исполнителем обетований, изреченных Богом, и пророчеств, которые предсказывали их исполнение. Он был Тем, Кто грядет как Мессия, Которого обещал Бог. Более того, Он был Сыном Божиим. Второй Псалом поведал, что, несмотря на замыслы вождей народа, надменную злобу царей земли, Царь Божий будет помазан на горе Сион. Он был Сыном, рожденным от Бога. Цари и судьи земли {Изучение Псалтири объяснит нам, что это представляет связь с установлением иудейского остатка в благословении в последние дни} призваны подчиниться Ему, чтобы не быть наказанными жезлом Его силы, когда Он возьмет язычника в Свое наследие. Таким образом, истинно верующий ожидал Сына Божия, рожденного на этой земле. Петр признал Иисуса Сыном Божиим. Как и Нафанаил сказал: «Ты — Сын Божий. Ты — Царь Израилев». И позже то же сделала Марфа. Петр, тем не менее, будучи наученным Отцом, добавляет к этому признанию простые слова, но полные силы: «Ты — Сын Бога Живого». Он является не только Тем, Кто исполняет обетования и отвечает пророчествам; Он есть Сын Бога Живого, в Ком жизнь и сила, дающая жизнь. Он наследует у Бога эту силу жизни, которую ничто не может превзойти или уничтожить. Кто может победить его силу — Его, Сына — Который пришел от «Живого»? Сатана имеет власть смерти; это он удерживает человека в зависимости от ужасных последствий греха, и только праведный суд Бога побеждает его силу. Выражение «Врата ада», невидимого мира, относится к этому царствию сатаны. И на этой силе, которая оставит крепость диавола без сил, построено собрание. Жизнь Божия не будет уничтожена. Сын Бога Живого не будет побежден: посему то, что Бог находит на этой скале неизменной силы жизни в Своем Сыне, не будет побеждено царствием смерти. Если человек был побежден и пал под властью этого царствия, то Бог, живой Бог, не будет побежден им. И на этом Христос возводит Свое собрание. Работа Христа основана на Нем, как на Сыне Бога Живого, а не как на первом Адаме — Его работа исполнена согласно силе, которую являет эта истина. Личность Иисуса, Сына Бога Живого — сила. И воскресение подтвердило это. Здесь Он провозглашен Сыном Божиим во власти. Соответственно, не во время Своей жизни, а после воскресения из мертвых, Он начинает эту работу. Жизнь была в Нем Самом; но после того, как Отец уничтожил врата ада — более того, Он Сам в Своей божественной силе совершил это и был вознесен — Он начинает творить Духом Святым, как вознесенный на небеса, то, что сила смерти или тот, кто владел ей — уже поверженный — никогда не сможет уничтожить. Все основано на Его Личности, рассматриваемой здесь. Воскресение является доказательством, что Он — Сын Бога Живого, и врата ада бессильны против Него; их власть уничтожена. Отсюда, мы видим насколько собрание (хотя образовано на земле) есть нечто большее, чем устроение, но не царствие. Была необходима работа креста, но вопрос здесь не в том, чего требовал благочестивый суд Божий, или в оправдании отдельных людей, а в том, что сводило на нет силу сатаны. Это Тот, Кого Петр вынужден признать, Кто жил согласно силе жизни Божией. Таково особое и прямое откровение Отца с небес. Без сомнения, Христос явил достаточно доказательств того, Кем был Он; но доказательства ничего не доказали человеческому сердцу. Откровение Отца о том, Кем был Он было дано путем познания, и это было выше ожидания Мессии. Затем Отец прямо явил истину о Христе, откровение, которое шло дальше, чем все вопросы отношений с иудеями. На этой основе Христос построит Свое собрание. Петр, названный Господом, получает подтверждение этого имени. Отец открыл Симону, сыну Ионину, тайну Личности Иисуса; и, во-первых, Иисус также предвещает именем, которое Он дал {Отрывок из главы 16,18 следует читать как «И Я также говорю тебе»} ему, твердость, прочность, стойкость, несокрушимую силу рабов Своих, пользующихся Его милостью. Право даровать имя принадлежит высшему, кто может определить человеку, носящему его, его место и его имя, в семье или в какой-нибудь другой ситуации. Это право, являясь истинным, предполагает проницательность, осознание всего происходящего. Адам давал имена животным. Навуходоносор давал новые имена пленным иудеям; царь египетский — Елиакиму, которого он посадил на трон. Поэтому Иисус берет это на Себя, когда говорит, что Отец открыл это вам, и что Он также дает место и имя, связанные с этой благодатью. На том, что открыл Отец, Он собирается возвести Свою церковь {Очень важно здесь различать церковь, которую строит Христос, еще не законченную, но ту, которую строит Он Сам, и которая, как и все в мире, строится человеком со всей ответственностью. В Послании к Ефесянам 2,20.21 и 1-м Петра 2,4.6, мы видим как растет и строится это божественное здание. В обоих отрывках не упоминается о работе человека; это божественная работа. В 1-м Коринфянам 3 Павел выступает как мудрый зодчий; другие могут строить из дерева, сена и соломы. Смесь этого была основой католицизма и других отклонений в так называемой церкви. Его церковь, как она есть на самом деле, есть божественная работа, которую исполняет Христос и которая пребывает вовек}, которую (основанную на жизни от Бога) врата царствия смерти не одолеют, а Он, Кто воздвигает на этом неподвижном основании, дает место камню (Петра) в связи с этим живым храмом. Чрез Божий дар ты уже по природе принадлежишь к зданию — живой камень, который осознает истину, которая является основанием и делает каждый камень частью здания. Петр больше других являлся таковым чрез такое признание; он был таковым в планах Божиих. Это откровение было совершено Отцом во власти. Господь избирает его и к тому же назначает ему место, дает право управления и власти в Царствии, которое Он собирается установить. Таким образом, что касается собрания, о котором упоминается впервые, то иудеи были отвергнуты из-за неверия, а грешник ободрен. Здесь представлена еще одна тема, касающаяся Церкви, которую собирается воздвигнуть Господь; а именно тема Царствия, которое должно было быть установлено. Оно должно иметь форму Царствия Небесного; так было сказано в Божиих заветах; но сейчас оно должно быть установлено особым способом, при этом Царь был отвержен на земле. Но, хоть Он и отвержен, ключи все же в руках Господа; Его власть принадлежит Ему. Он дает Петру, который, когда Он уйдет, откроет двери сначала иудеям, а затем — язычникам. Он также будет наделен от Господа властью в этом Царствии и то, что он свяжет на земле во имя Христа (истинного Царя, несмотря на то, что Он вознесен на небо), будет связано на небе; и то, что он разрешит на земле, это будет одобрено на небе. Словом, он имел власть распоряжаться Царствием Божиим на земле, этим царствием, которое имеет сейчас образ Царствия Небесного, потому что Царь был на небе {Заметьте здесь, что я имел в виду следующее — нет ключей от церкви или от собрания. У Петра были ключи власти царствия. Но мысль о ключах в связи с церковью или власти ключей в церкви является чистой ошибкой. Таких ключей не существует вообще. Церковь строится, люди не строят, имея ключи, строит Христос (не Петр). Далее действия, таким образом одобренные, были действиями власти. Небеса дают им свое одобрение, но они имеют отношение не к небесам, а к земной власти царствия. Далее нужно заметить, что то, о чем здесь идет речь, является индивидуальным. Это были имя и власть, дарованные Симону, сыну Ионину. Дальнейшие примечания могут помочь нам в большей степени понять то, что несут в себе эти главы. В притче о сеятеле (гл. 13) Личность Господа не представлена, говорится лишь о севе, но не о жатве. В первом сравнении Царствия Он — Сын Человеческий, а поле — мир. Он стоит вне иудаизма: в главе 14 мы наблюдаем за событиями, происходящими от отвержения Иоанна до возвращения Господа туда, где Он был отвержен. В главе 15 мы находим нравственные спор и Бога в благодати, стоящего над злом. На этом я больше не буду останавливаться. Но в главе 16 говорится о Личности Сына Божия, Бога Живого, и далее — о собрании, Христе-зодчем; в главе 17 — о царствии с Сыном Человеческим, грядущем во славе. Ключи, хотя небеса одобрили использование их Симоном, были, как мы видели, ключами от Царствия Небесного (не от собрания); которое, как показывает притча о плевелах, будет искажено и испорчено, и это непоправимо. Христос строит церковь, но не Петр. Сравните 1-е Петра 2,4.5}. Небо отметит это своей властью. Небо одобряет его земные деяния, а не то, что связано или разрешено для небес. Собрание связано с сыном Бога Живого и строится Христом и, хотя оно строится на земле, но все же принадлежит небу; Царствие, хотя управляется с небес, принадлежит земле — оно имеет здесь свое место и служение. Господом даны в данном отрывке следующие четыре момента: во-первых, откровение, данное Симону Отцом; во-вторых, имя, данное Симону Иисусом, Который собирался строить Свое собрание на основе того, что открыл Симону Отец; в-третьих, церковь возвращается Самим Христом, что еще не закончено, на основе Личности Иисуса, признанного Сыном Бога Живого; в-четвертых, ключи Царствия Небесного, которые должны быть даны Петру, то есть власть в царствии как управление им от имени Христа, верховенство в нем Его воли, которое должно быть одобрено на небе. Все это связано лично с Симоном, согласно добродетели выбора Отца, Который по мудрости Своей избрал его для этого откровения, и власти Христа, Который даровал ему имя, отличавшее его, как человека лично радующегося этой привилегии. Господь, таким образом, явил намерения Божии, касавшиеся будущего — намерения, которые должны были исполниться в собрании и в Царствии, и не было больше места для Его явления иудеям как Мессии, не потому, что Он прекратил свидетельство, полное благодати и терпения к людям, которых он сотворил чрез это служение. Нет, это продолжается, но его ученики должны были понять, что являть Его людям как Христа больше не было их делом. И с этого времени Он начинает учить Своих учеников, что Ему надлежит страдать, быть убитому и воскреснуть снова. Но Петр, благословленный и почитаемый чрез откровение, которое дал ему Отец, по-прежнему по-плотски держится своим сердцем за человеческую славу своего Учителя (на самом деле, за свою) и по-прежнему далек от того, чтобы подняться на высоту Божиих мыслей. Увы! Он не единственен в этом. Быть уверенным в самой превознесенной истине и даже радоваться ей искренне, как истине, есть нечто другое, чем иметь сердце, рожденное для чувств, которые соответствуют этой истине. Истине недостает не искренности в радости. Недостает подавления плотского и себя — чтобы быть мертвым для мира. Мы можем искренне радоваться истине по учению Божиему, но не подавлять плоть или сердце, которое находится в том состоянии, о коем здесь говорится. Петр (недавно прославленный откровением о славе Иисуса и особым образом соделанный сокровищницей служения в царствии, данном Сыну — занимал выдающееся место в том, что должно последовать за отвержением Господа иудеями) сейчас делал работу врага в отношении совершенного смирения Христа перед страданиями, которые должны представить эту славу и характеризовать Царствие. Увы! Все было просто, он заботился о том, что было человеческое, а не Божие. Но Господь, в Своей праведности, отвергает Петра в этом и учит Своих учеников, что единственный путь, назначенный и необходимый, — это крест; если кто-нибудь последует за Ним, то это будет путь, который выбрал Он. Более того, что выгоднее человеку: спасти свою жизнь и потерять все — обрести мир и потерять свою душу? В этом заключен вопрос {В Послании Петра мы постоянно находим эти же мысли — слова «упование живое», «живой камень» — относятся ко Христу и впоследствии к христианам. И, согласно нашей теме, спасение через жизнь во Христе, Сына Бога Живого; мы находим, «достигая, наконец, верою вашего спасения душ». Мы можем прочитать все стихи, которыми апостол являет свои наставления}, а не во внешней славе Царствия. Изучив эту главу, как выражение перехода от мессианской системы к установлению собрания, основанного на откровении о Личности Христа, я хочу также обратить внимание на характеры неверующих, которые рассмотрены здесь, как среди иудеев, так и в сердцах учеников. Будет полезным рассмотреть формы этого неверия. Во-первых, широкую форму принимает прошение знамения с неба. Фарисеи и саддукеи объединяются, дабы показать свое неблагоразумие по отношению ко всему, что сделал Господь. Они требуют подтверждения их плотских чувств, то есть своего неверия. Они не будут верить Богу, не будут слушать Его слов и замечать Его дела. Бог должен удовлетворить их своеволие, которое не является ни верой, ни Божией работой. Они понимают человеческое, которое явлено менее ясно, но не понимают Божиего. Спаситель потерян для них, а иудеи на земле будут единственным знамением, дарованным им. Они должны были смириться, желали они этого или нет, с осуждением неверия, которое они проявили. Царствие должно быть отнято у них; Господь оставляет их. Знамение Ионы связано с темой всей главы. Затем мы видим то же невнимание к власти, проявленной в деяниях Иисуса; но это больше не являет противопоставление неверующего желания; занятие сердца настоящим днем уводит такое сердце из-под влияния знамений, уже явленных: это — слабость, но не враждебность; тем не менее, они виновны; Иисус называет их «маловерными» не «лицемерами», а «родом лукавым» и прелюбодейным». Затем мы видим, как проявляется неверие в форме праздного мнения, которое доказывает, что сердце и сознание не интересуются предметом, который должен управлять ими — таким предметом, если сердце в самом деле осознает его истинную важность, то оно не будет иметь мира, пока не обретет определенность. Душа здесь не нуждается в чувстве необходимости; следовательно, нет различия. Когда душа чувствует эту необходимость, то есть средство, чтобы удовлетворить ее; и нет покоя, пока оно не найдено. Божие откровение, которое создало эту необходимость, не оставляет душу в мире, пока она не убедится, что обладает тем, что разбудило ее. Те же, кто не прочувствовал эту нужду, могут остаться в разных положениях, каждое из которых соответствует плотскому характеру, образованности, обстоятельствам. Чтобы пробудить интерес, достаточно того, что есть: разум поглощен этим и судит. У веры есть нужда и, в принципе, понятие о том, что касается предмета, отвечающего этой нужде; душа ищет и пока не находит то, в чем она нуждается. Дело в том, что здесь явлен Бог. Что касается Петра, то Отец открывает ему Своего Сына. Хотя в нем присутствует слабая живая вера, мы зрим состояние его души, когда он говорит: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глагол вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты — Христос, Сын Бога живого», Блажен человек, которому Бог открывает истины, подобные этим, и в котором Он пробуждает такую нужду! Может существовать и противоречие, дающее возможность многое познать, многое подавить; но здесь явлен Божий совет, равно как и жизнь, связанная с Ним. Его результаты мы обнаружим в случае с Петром. У всякого христианина имеется свое собственное место в храме, где Симон являлся таким замечательным камнем. Следует ли из этого, что сердце практически достигло вершины откровения, данного ему? Нет, может, в конце концов, быть еще не подавленная плоть там, где откровение касается нашего земного положения. Действительно, откровение Петра подразумевало отвержение Христа на земле — что обязательно вело к Его унижению и смерти. В этом и заключается вся суть. Что могла означать замена откровения Сына Божиего о собрании и Царствии Небесном на явление Мессии на землю, если не считать, что Иисусу надлежало быть преданным язычникам, чтобы быть распятым, после чего воскреснуть? Однако мысленно Петр не постиг этого. Наоборот, его плотское сердце воспользовалось данным ему откровением, сказанным ему Иисусом, для своего возвеличивания. Посему Он видел личную славу, не оценив ее моральных последствий. Он начал прекословить Самому Господу и искать, как свернуть с Его пути послушания и подчинения. Господь, всегда верный, обращается к нему, как к неприятелю. Увы! Как часто мы искренне постигаем определенную истину, однако в практических последствиях, к которым она приводит на земле, мы не преуспеваем! Божественно прославленный Спаситель, Который создает собрание, подразумевает крест на земле. Однако плоть не понимает этого. Она вознесет своего Мессию на небеса, если хотите; но чтобы разделить обязательно имеющееся в таком случае унижение — такое не присутствует в мыслях о прославленном Мессии. Плоть должна быть подавлена, дабы занять это место. У нас должна быть твердость Христа чрез Святого Духа. Христианин, который не умер для мира, является ничем иным, как камнем преткновения всякому, кто хочет идти за Христом. Таковы формы неверия, которые предшествуют истинному признанию Христа и присутствуют (к сожалению!) в тех, кто искренне признал и познал Его (когда плоть не подавлена таким образом, что душа может ходить согласно тому, что она познала о Боге, а духовное понимание не проявлено при размышлении над обстоятельствами, которые плоть отвергает). Но если бы крест стал пропуском в Царствие, то откровение о славе задержалось бы. Мессия, будучи отвергнутым иудеями, являет собой имя более славное и намного более глубокое по значимости: Сын Человеческий придет во славе Отца (ибо Он есть Сын Божий) и воздаст каждому по делам его. Есть некоторые из стоящих, которые не вкусят смерти (ибо об этом они говорили), так как уже увидят явление славы Царствия, принадлежащей Сыну Человеческому. Здесь можно отметить, что имя «Сын Божий» представлено как основание; а «Мессия» удалено, когда говорится об откровении, данном в тот день, и заменено на имя «Сын Человеческий», которое Он принимает в то же время, что и имя Сына Божия, и которое обладает славой, принадлежащей Ему в Его собственном праве. Ему надлежит прийти во славе Своего Отца, как Сыну Божию, и в Своем собственном Царствии, как Сыну Человеческому. Нам будет интересно вспомнить здесь наставление, представленное в начале Псалтири. В первом Псалме мы читаем о праведных, отличающихся от нечестивых. Затем, во втором, мы узнаем о восстании царей земли и князей против Господа и Его помазанника (то бишь Его Христа). И возвещается приговор Иеговы. Господь, Адонай, посмеется над ними с неба, а Царь Иеговы будет помазан над горою Сион. Вот само определение: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне {Мы отметим, что Петр пошел дальше этого. Здесь Христос явлен как Сын, рожденный на земле в свое время, а не как Сын вечности в недре Отчем. Петр, даже без полного откровения об этой последней истине, видит его как Сына благодаря силе божественной жизни в Его Личности, на Коей, следовательно, могло быть создано собрание. Однако здесь нам необходимо рассмотреть то, что принадлежит Царствию} родил Тебя». Царям земли и судьям повелевается почитать Сына. В следующем псалме вся эта слава омрачена. Сообщается о горе остатка, в котором Христос имел часть. Затем, в Псалме 8, к Нему взывают как к Сыну Человеческому, Наследнику всех прав, дарованных человеку по высшей воле чрез Божии советы. Имя Иеговы становится величественным по всей земле. Данные псалмы не идут далее земной части этих истин, за исключением того, где говорится: «Живущий на небесах посмеется»; тогда как в Матфея 16 нам представлена связь Сына Божия с этим, Его пришествие со своими Ангелами (не считая собрания). Иными словами, мы видим, что Сын Человеческий придет во славе небесной. Явной истиной является не Его пребывание там, а то, что Он облечен наивысшей славой небес, когда грядет установить на земле Свое Царствие. Он грядет в Своем Царствии. Царствие установлено на земле; но Он грядет, дабы взять его со славой небесной. Это, согласно обетованию стиха 28, представлено в следующей главе. В каждом Евангелии, повествующем об этом, преображение сразу же следует за обетованием о невозможности смерти до узрения Царствия Сына Человеческого. Но сказано не только это, Петр же (в своем Втором Послании, 1,16), говоря об этом, возвещает, что было явлением силы и пришествием Господа нашего Иисуса Христа. Он говорит, что пророческое слово произнесено им благодаря Его величию; дабы они знали, о чем говорят, сделав известной для них силу и пришествие Христа, созерцая Его величие. Действительно, как мы уже отметили, Господь говорит об этом именно сейчас. То был пример славы, в коей Он придет, данный для укрепления веры его учеников в связи с его смертью, которую Он предсказал им.