Матфей 17

В главе 17 Иисус возводит их на высокую гору и преображается пред ними: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет». Явились также Моисей и Илия, беседующие с Ним. Я оставляю предмет их общения, которое представляет большой интерес, до того, как мы станем рассматривать Евангелие от Луки, где добавляется еще несколько моментов, которые, в определенном смысле, придают этому эпизоду иной характер. Итак, Господь является во славе, и с Ним Моисей и Илия: один — законодатель иудеев; другой (также известный) — пророк, который желал вернуть десять отступнических колен к поклонению Иегове, и кто, впав в отчаяние из-за народа, возвратился в Хорив, откуда дан закон, и был затем взят на небеса, минуя смерть. Две эти личности, превосходно известные по деяниям Бога в отношении Израиля, как основатель и устроитель народа, согласно закону появляются вместе с Иисусом. Петр (пораженный таким явлением, радующийся лицезреть своего Учителя, беседующего с этими столпами иудейской системы, с такими выдающимися рабами Божиими, не ведает о славе Сына Человеческого и забывает откровение о славе Лица Его как Сына Божия), желает сделать три кущи и поместить троих на одной и той же ступени как святая святых. Однако слава Божия являет себя; иными словами, знамение, известное в Израиле как жилище (шехинах) этой славы {Петр, научаемый Святым Духом, называет ее «велелепной славой»}; и слышен глас Отца. Благодать может поместить Моисея и Илию в ту же славу, что и Сына Божия, и объединить их с Ним; но если безрассудство человека в его неведении поместит их вместе как имеющих равную власть над сердцем верующего, то Отец, должно быть, сразу же подчеркнет права Своего Сына. Не проходит и мгновения, как глас Отца глаголет о славе Личности Его Сына, Его отношении к Себе, о том, что Он представляет предмет Его всеобщей любви, в Котором все Его благоволение. Именно Его надлежит услышать ученикам. Моисей и Илия исчезли. Христос остается один, как Тот, Кого восславят, Тот, Который наставит слышащим голосом Отца. Сам Отец выделяет Его, являет Его взору учеников не как предмет их любви, а как предмет Его собственной благости. Его благоволение в Иисусе. Таким образом, чувства Отца представлены управляющими нашими чувствами — они устанавливают для нас один общий предмет. Какое же это положение для бедных созданий, подобных нам! Какая благодать! {Моисей и Илия исчезли не в связи с божественной вескостью их свидетельства. Не могло быть более сильного подтверждения тому, как воистину говорит Петр, чем данный им эпизод. Но не только они не были предметами откровения Божия, как Христос, но и их свидетельство не относилось к божественному, их увещевания не затрагивали божественного, что должно было быть открыто сейчас в единении с Сыном небес. Даже Иоанн Креститель приводит это различие (от Иоанна 3,13.31-34). Посему, как и обусловлено, Сыну Человеческому должно быть вознесенным. И сейчас Господь запрещает ученикам говорить, что Он — Мессия, ибо Сыну Человеческому надлежит пострадать. Это стало поворотным пунктом в жизни и служении Господа, а ученикам явлена грядущая слава Царствия, и Ему должно пострадать (смотрите от Иоанна 12,27). Иудейская история заканчивается главой 12, в действительности же — главой 11, потом идет совершенное подчинение, затем Его Отец передает Ему все, и Он открывает Отца (сравните от Иоанна 13, 14). Однако Матфея 13 — стоит в стороне от иудаизма, Он начинает с того, что принес, что выискивал плод в человеке} В то же время закон и всякая идея о восстановлении закона при старом завете исчезли; а Иисус, прославленный как Сын Человеческий и Сын Бога Живого, остается единственным распространителем знания и помыслов Бога. Ученики пали ниц и сильно испугались, услышав глас Божий. Иисус, для Которого эта слава и этот глас были привычны, ободряет их, как Он это всегда делал на земле, говоря: «Не бойтесь». Зачем им, находясь с Ним, Который являлся предметом любви Отца, бояться? Их самый лучший Друг был явлением Бога на земле; и слава принадлежала Ему. Моисей и Илия исчезли, а также и слава, которой ученики еще не могли вынести; Иисус — Который явился им таким образом во славе, данной Ему, в правах Своей славной Личности, в Своих отношениях с Отцом — Иисус остается для них таким же, каким они знали Его. Однако эта слава не является предметом их свидетельства, доколе Он, Сыну Человеческому, не воскреснет из мертвых. Будет дано веское доказательство того, что Он — Сын Божий в силе. Тому будет дано свидетельство, а Он лично вознесется в ту славу, которая сверкала сейчас пред их глазами. Однако в мыслях учеников возникает затруднение, вызванное учением книжников в отношении Илии. Они сказали, что Илии надлежит прийти прежде явления Мессии; и пророчество Малахии действительно подтверждает это. Почему же, — спрашивают они, — книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Тогда как сейчас мы увидели, что Ты есть Он и без прихода Илии». Иисус подтверждает слова пророчества, добавляя, что Илия устроит все. «Но, — продолжает Господь, — говорю вам, что Илия уже пришел, и вы не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и сын Человеческий пострадает от них». И они поняли, что Он говорил об Иоанне Крестителе, который пришел в духе и силе Илии, как возвестил Святой Дух чрез Захарию, его отца. Позвольте сказать несколько слов по поводу этого отрывка. Во-первых (когда Господь говорит: «Илия должен прийти прежде и устроить все»), Он дает ничто иное, как подтверждение того, о чем говорили книжники, согласно пророчеству Малахии, как если бы Он сказал: «Они правы». Затем Он возвещает о результате прихода Илии: «Должен… устроить все». Но Сын Человеческий еще грядет. Иисус сказал Своим ученикам: «Не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий». Тем не менее Он пришел и даже говорил с ними. Пришествие же Сына Человеческого, о котором Он говорил, представляет собой Его пришествие во славе, когда Он будет явлен как Сын Человеческий с судом, согласно Даниилу 7. Посему все, что сказано иудеям, исполнится; в Евангелии от Матфея Он общается с ними согласно этим ожиданиям. И все же было нужно, чтобы Иисус явился народу и пострадал. Нужно было испытать народ явлением Мессии, согласно обетованию. Так и было сделано, и, как предсказал Бог через пророков: «Он был… удален пред людьми». Так, Иоанн, согласно Исаии 40, шел пред Ним, как глас в пустыне, в духе и силе Илии; он был отвержен, как это случится и с Сыном Человеческим {И Иоанн Креститель отвергает слова Малахии 4,5.6 по отношению к себе; а Исаии 40 и Малахия 3,1 обращены к нему в Евангелии от Луки 1,76; 7,27}. Этими словами Господь возвещает Своим ученикам, в связи с забытым ими событием и всей этой частью нашего Евангелия, что Сыну Человеческому, явленному теперь иудеям, быть отвергнутым. Этому же Сыну Человеческому быть явленным во славе, что они на мгновение увидели на Горе. Да, Илия должен, как говорили книжники, прийти; но исполнил это служение в силе для такого явления Сына Человеческого Иоанн Креститель; что (иудеи оставлены, как угодные, на свою ответственность) завершится лишь Его отвержением и оставлением в стороне народа до часа, когда Бог снова станет связывать Себя со Своими людьми, все еще дорогими Ему, каким бы ни было их положение. Он устроит все (славная работа, которую Он исполнит, принеся Своего Первенца в мир). Выражение «устроить все» здесь относится к иудеям и употреблено в духовном отношении. В Деяниях 3 оно относится к результату личного пребывания Сына Человеческого. Временное пребывание Сына Человеческого составило мгновение, в кое было исполнено дело, от которого зависит вечная слава, в кое Бог был прославлен в совершенстве, над и вне всякого устроения, и в кое были открыты Бог и Человек, дело, внешняя слава которого, слава Сына Человеческого, является ничем иным, как плодом, который зависит от Его труда, а не Его божественной Личности; дело, в котором Он был совершенно восславлен. Итак, что касается обетований иудеям, это было ничем иным, как последним шагом в испытании, коему они подвержены чрез благодать. Богу было хорошо ведомо, что они отвергнут Его Сына; однако Он не взирал на них, как на всецело грешных, доколе они действительно не поступили так. Посему в Своей божественной мудрости (и исполняя Свои неизменные обетования), Он являет им Иисуса — Своего Сына, их Мессию. Он представляет им любое необходимое подтверждение тому. Он посылает для них Иоанна Крестителя в духе и силе Илии, как предтечу. Сын Давидов рожден в Вифлееме с разными знамениями, которые ожидали их; но они были слепы по своей гордыне и внешней праведности и отвергали все это. Тем не менее, именно Сам Иисус в благодати подстраивается в том, что касается Его положения, к несчастному состоянию своего народа. В противоположном отвержению Давида в его день, Он разделил страдания Своего народа. Если язычники притесняли их, то и их Царю подлежало разделить их горе, представляя при этом все свидетельство того, чем Он был, и относясь к ним по любви. При Его отвержении появляется полная благодать. У них нет более права на что-либо согласно обетованиям, и им теперь надлежит получать все от этой благодати, как и бедному язычнику. Бог не отступится от благодати. Таким образом, Бог не поместил их на их истинное место как основу грешников и все же исполнил свои обетования. Это представляет тему главы 11 к Римлянам. Сейчас же Сын Человеческий, Который вернется, является тем самым Иисусом, который ушел. Небеса примут Его, доколе не наступит время устроения всего, о чем сказали пророки. Однако тот, кому надлежало стать в этом временном пребывании здесь Его предтечей, не мог быть Илией. Соответственно, Иоанн был сообразован с явлением Сына Человеческого, за исключением разницы, которая обязательно проистекает от Личности Сына Человеческого, Который остается один, когда такого не может быть с Иоанном Крестителем и Илией. Но даже, когда Иисус явил всю свою силу Мессии, Свои права на все, принадлежащее этому Мессии, без получения внешней славы, Его время еще не настало (от Иоанна 7), а Иоанн исполнил в силе миссию Илии, дабы приготовить путь Господу пред Ним (согласно истинному образу Его пришествия, исполняемого затем), что отвечает Исаии 40 и даже Малахии 3, единственным относящимся к нему отрывкам. Вот почему Иоанн сказал, что он не Илия, а Господь произнес: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти». Посему Иоанн никогда не относит книгу Малахии 4,5.6 к себе; но возвещает о себе, что исполняется в Исаии 40,3-5, и так в каждом Евангелии, каким бы ни был его частный характер {Весьма поразительно здесь обнаружить, что единственное последствие в служении связывания и разрешения, что будет на небе, зависит от двух или трех, собравшихся во имя Христово}. Давайте, однако, продолжим рассматривать нашу главу. Если Господь принимает славу, то Он снисходит в этот мир в Духе и в сочувствии и встречает множество трудностей и силу сатаны, с чем мы и сталкиваемся. Во время пребывания Господа на Горе бедный отец привел ученикам своего бесноватого сына. Здесь раскрывается еще один тип человеческого неверия, неверия верующего — неспособность воспользоваться силой, которая, скажем так, дана ему в Господе. Христос, Сын Божий, Мессия, Сын Человеческий преодолел врага, связал сильного и помог исторгнуть его. Как человек послушный, несмотря на искушение сатаны, Он преодолел его в пустыне и получил право, как человек, лишить его влияния на человека в том, что касается этого мира; и так Он и поступил. Изгоняя бесов и исцеляя больного, Он избавляет человека от власти врага. «Как Бог, — сказал Петр, — Духом Святым и силою показал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, искушенных диаволом». Сейчас эта сила должна была быть применена учениками, которым следовало знать, как воспользоваться той верой, что Иисус так явил на земле; но они не смогли этого сделать. Что же тогда поможет принести эту самую силу сюда вниз, если даже у учеников не было веры, чтобы использовать ее? Сила была там: человек мог воспользоваться ею для совершенного избавления от всякого притеснения врага; но у него не было веры, чтобы поступить так, не было даже у верующих. Пребывание Христа на земле было ненужным, если даже Его собственные ученики не знали, как воспользоваться ею. В человеке, приведшем своего ребенка, было больше веры, нежели в них, ибо прочувствованная нужда принесла исцеление. Все происходит при восклицании Господа: «О, род неверный и развращенный!» Ему надо покинуть их, а то, что слава открыла свыше, неверие осознает внизу. Отметьте, что частичному вмешательству Бога кладет конец не зло в мире; напротив, оно представляет возможность для вмешательства в благодати. Христос пришел из-за господства сатаны над людьми. Он уходит, потому что принявшие Его неспособны использовать силу, которую Он принес с Собой, или которую Он дарует для их избавления; они не могут воспользоваться преимуществами, предоставленными им. Нужна была вера. Однако отметьте и такую важную и трогательную истину, что, когда Бог продолжает подобное устроение, Иисус не может не ответить вере отдельного человека благословением, даже когда Его ученики не способны прославлять Его чрез действие веры. Одна и та же фраза, которая осуждает неверие учеников, призывает страдающего отца к благословению. В конце концов, дабы быть способными воспользоваться Его силой, мы должны пребывать в общении с Ним чрез практическую действенность веры. Он благословляет отца по его нужде; и, исполненный терпения, Он снова начинает наставлять, как Он уже делал это для Своих учеников, по поводу Своего отвержения и воскресения как Сына Человеческого. Любя Господа и будучи неспособным пойти в своих мыслях дальше современной им действительности, они опечалились; и это было искупление, спасение, слава Христова. Перед тем, как говорить далее, наставляя их о том, чем станут ученики отвергнутого Учителя, и о том положении, которое им надлежит занять, Он являет им Свою божественную славу и устраивает их связь с Тем, у Кого она была, наиболее трогательным образом, если они только могли понять это; и в то же время Он с совершенной снисходительностью и нежностью помещает Себя с ними, или, скорее, Он помещает их в одно место с Самим Собой, как Сын великого Царя храма и всей земли. Собиратели подати на храм подходят и спрашивают Петра, не даст ли денег его Учитель. Всегда готовый рвануться вперед, забывая о славе, которую видел, и об откровении, данном ему Отцом, Петр, снисходя до обычного уровня своих мыслей, беспокоится, чтобы его Учителя принимали за хорошего иудея, и отвечает, не спросив у Него, что Он даст. Господь поджидает Петра на входе и являет ему Свое божественное знание того, что происходит вдали от Него. В то же время Он говорит о Петре и о Себе как о сынах Царя храма (Сын Божий все еще занимает место, иудея) и, посему, свободных от подати. Однако их нельзя соблазнить. Поэтому Он повелевает твари (ибо Он может делать все, так как Он все знает) и творит так, чтобы за рыбу было получено необходимое количество денег, снова произнося при этом имя Петра и Свое собственное вместе. Он сказал: «Но чтобы нам соблазнить их»; а теперь — «отдай им за Меня и за себя». Чудесная и божественная снисходительность! Он, Кто зрит сердца, Кто по своей воле распоряжается всякой тварью, Сын верховного Господа храма, помещает Своих бедных учеников в одни и те же отношения со Своим небесным Отцом, с Богом, Которому поклонялись в том храме. Он подчиняется требованиям, законно предъявляемым посторонним, но Он также помещает Своих учеников во все Свои собственные привилегии как Сына. Мы очень ясно видим связь между трогательным выражением божественной благодати и предметом этих глав. Она предъявляет всю значимость происходящего изменения. Интересно отметить, что Первое послание Петра основано не Евангелии от Матфея 16, а Второе — на главе 17, которую мы сейчас и рассматриваем {Оба Послания после повествования об искуплении чрез нетленное семя мира говорят о правлении Божием; Первое — о применении его к Его народу, оберегая их, а Второе направлено к нечестивым и миру, затрагивая то, что, разгоревшись, разрушится, и новое небо и новую землю}. В главе 16 Петр, наставляемый Отцом, исповедал Господа как Сына Бога живого; а Господь сказал, что не сем камне Он создаст Свою Церковь и что имеющий силу смерти не одолеет ее. Петр в Первом послании также возвещает, что они возрождены к живому упованию чрез воскрешение Иисуса Христа из мертвых. И сейчас именно чрез это воскресение явлена сила жизни живого Бога. Затем он называет Христа живым камнем, приступая к Которому, мы, как живые камни, создадим из себя святой храм Господу. Во Втором послании он особенным образом напоминает о славе преображения как свидетельстве пришествия и Царствия Сына Человеческого. Он также говорит здесь о суде Господнем.