Матфей 5-7

Эта беседа может быть разделена на следующие части {В тексте я сделал деление, которое может быть полезным в практическом применении Нагорной проповеди. С точки зрения тем, содержащихся в ней, она может быть разделена, хотя разница невелика, лучше всего таким образом: Глава 5,1-16 содержит полную картину характера и положения остатка, который получил его наставления — их положение, каким оно должно быть, по мысли Бога. Оно полно само по себе. Стихи 17-48 устанавливают власть закона, который должен был управлять поведением преданных людей до наступления Царствия; закона, который они должны были исполнять точно так же, как и пророчества пророков, с тем, чтобы обрести это Царствие. Неповиновение закону означало, что все, нарушившие его, не допускались в Царствие; Христос говорит о Царствии, как о приближающемся, а не наступившем. Но, устанавливая власть закона, Он берет два больших элемента греха, которые отображены в законе только внешне: насилие и разложение и судит зло в сердце (22, 28) и говорит, что необходимо во что бы то ни стало избавиться от него и его проявлений, показывая, каким должно было быть поведение Его учеников. Затем Господь касается нескольких вещей, которые были созданы Богом в Израиле, и исполнялись ими согласно их возможностей. Это пролило свет на их истинное нравственное состояние, а развод — на брак, как божественно данную основу всех человеческих отношений и исполнение обета, затем проявление человеческой воли в отношениях с Богом, затем претерпевание зла и полнота благодати, Его собственный благословенный характер, и вместе с этим моральное право на то, что было местом жизни Его и сынов Его, Отца, Который на Небесах. Вместо ослабления того, что было угодно Богу при законе, Он не только не соблюдал этого до исполнения всего, но и соделал, чтобы Его ученики были такими же совершенными, как и их Отец на небе. Это прибавляет откровение Отца к духовному характеру сынов, как это было открыто нам во Христе. Глава 6. Нам показаны мотивы, которые должны направлять сердце на добрые поступки в жизни верующего. Они должны брать в пример своего Отца. И это индивидуально. Глава 7. Это глава посвящена отношениям между Его народом и другими народами — не судить своих братьев и исправлять их ошибки. Затем Он убеждает их, чтобы они обращались к их Отцу по поводу их нужд и учит их поступать по отношению к другим с такой благодатью, какую они пожелали бы для себя. Это возможно лишь в познании благости Отца. В завершение Он приказывает их избрать пути Божии, чего бы это ни стоило и принять силу Божию, которая ведет их прямо через врата (т.к. многие желали бы войти в Царствие, но не через врата). Он также предостерегает, что имеет слово Божие. В наших сердцах гнездится не только страх, но злом является и то, когда мы идем за Господом, но поддаемся злым умыслам врага и его пособников. Плоды их выдадут их}: Характер и удел тех, кто будет в Царствии (стихи 1-12). Их положение в мире (стихи 13-16). Связь между принципами Царствия и закона (ст. 17-48) {Тем не менее, важно заметить, что нет общей одухотворенности закона, как об этом часто заявляется. Мы имеем дело с двумя случаями аморальности среди людей (насилие и нечистая страсть), к чему добавляются добровольные клятвы. Здесь противопоставляется острая необходимость закона и то, чего требовал Христос}. Дух, в котором Его ученики должны вершить добрые деяния (гл.6,1-18). Отделение от духа мира и его страстей (стихи 19-34). Дух их отношений с другими (гл.7,1-6). Уверенность в Боге, которая дана им (стихи 7-12). Сила, которой должны обладать они, чтобы они могли войти в Царствие; и не просто войти, этого хотели бы многие, но войти, пользуясь теми принципами, которые делали это трудным для человека, как сказал Бог — тесными вратами, затем им необходимо средство распознавания тех, кто будет пытаться предать их, а также необходима бдительность, чтобы их не предали (стихи 13-23). Истинное послушание всему, что Он говорит, истинная мудрость тех, кто слышит слова Его (стихи 24-29). Есть другой момент, который характеризует эту беседу, он представляет имя Отца. Иисус соединяет Своих учеников со Своим Отцом, так как Он Отец и для них. Он показывает им, что есть имя Отца, чтобы они могли состоять с Ним в тесных отношениях, чтобы они поступали согласно Его воле. Этот разговор являет принципы Царствия, но предполагает отвержение Царя и тех, кто принадлежал Ему, кто впоследствии должен искать небесного вознаграждения. Они должны были нести божественное начало, где бы ни были, и быть всегда на виду. Более того, это было Божиим делом. Их служение должно было быть таким открытым, чтобы мир принимал их деяния как деяния Отца. Они должны были, с одной стороны, осуждать зло, которое поразило сердце и присутствовало в делах, но также, с другой, должны были руководствоваться образом Отца в благодати, чтобы утвердить себя пред Отцом, который тайно видит то, что не способен увидеть человеческий глаз. Они должны быть полностью уверены в Нем. Исполнение Его воли было тем ключом, который открывал дверь в Царствие. Мы можем заметить, что эта беседа связана с провозглашением грядущего Царствия и что эти характеризующие Царствие принципы поведения приведены как условия для вхождения в него. Нет сомнения, что они являются как раз теми людьми, которые вошли в него. Но эта беседа ведется среди Израиля {Мы всегда должны помнить, что с точки зрения вероучения Израиль имеет большое значение как центр Божиего правления этим миром, с моральной точки зрения Израиль был просто человеком, в коем исполнялись все пути и деяния Божии, чтобы показать, кем был Он. Язычник был человеком, предоставленным самому себе в том, что касается путей Божиих. Христос явился светом, чтобы показать, что есть язычники, от Луки 2,32}, перед тем, как наступит Царствие, как предварительный этап перед вхождением в него, чтобы установить основные принципы Царствия по отношению к этим людям и в противовес моральным понятиям, которые они сформировали, уважая его. Исследуя заповеди блаженства, мы находим, что в общем эта часть дает характеристику Самому Христу. Они предполагают два момента: приближающееся обладание смиренными землей Израилевой и преследование преданного остатка, действительно праведного в их путях, и который отстаивал права истинного Царя (небо предстало пред ними как их надежда, чтобы укрепить их сердца) {Можно кратко остановиться на тех, кто назван благословенными. Они допускали зло в мире и среди людей Божиих. Они не ищут выгоды для себя и принимают презренное место в мире. Отсюда они здесь характеризуются как сетующие, смиренные, и их желание не противопоставляет себя Богу и не поддерживает их положения или право. Затем желание творить добро, т.к. оно еще не найдено, отсюда тяга и жажда к добру — таково внутренне состояние и деятельность мышления. Затем благодать по отношению к другим. Затем чистота сердца, отсутствие которой отвергает Бога и то, что всегда связано с этим — миролюбие и миротворчество. Я думаю, что в этих стихах наблюдается нравственный прогресс, который нарастает с каждым стихом. Два последних являются итогом поддержки доброго сознания и связи с Христом в мире зла. Существует два вида страдания, как во 1-м Петра: за праведность и во имя Христа}. Таким будет положение остатка в последние дни перед Царствием, а последнее исключительно важно. Так с моральной точки зрения было и с учениками Господа по отношению к Израилю, земное было отложено на второй план. Что касается небесного, то ученики рассматривались как свидетели в Израиле, но, будучи единственными глашатаями спасения на земле — они были свидетельством миру. Ученики рассматриваются в их связи с Израилем, но в то же время и как Божии свидетели в мире (Царствие приблизилось, но еще не было установлено). Связь с последними днями очевидна, тем не менее их свидетельство тогда носило этот характер в моральном отношении. Только установление земного Царствия задерживалось, и здесь появилась церковь, которая носит божественный характер. Глава 5,25 явно ссылается на положение Израиля во дни Христа. Фактически они остаются пленниками в темнице исполнения приговора, и только после этого они обретут свободу. Господь всегда говорит и поступает, как смиренный человек, движимый и направляемый Святым Духом. В данном Евангелии мы с наибольшей силой видим это. И это придает истинный нравственный характер Царствию Небесному. Иоанн Креститель может провозгласить это как перемену Вероучения, но его служение носило земной характер. Христос может провозгласить эту же перемену (и эта перемена была очень важна), но, провозглашенная Христом, она имеет гораздо большую значимость. Он непросто пришел с небес, Он был Господом, который пришел с небес. Говоря о Царствии Небесном, Он говорит о нем с глубоким и божественным избытком чувств в Его сердце. Ни один человек не был на небесах, кроме Него, Который сошел оттуда, кроме Сына Человеческого, Который был на небесах. Поэтому, вещая о небесах, Он говорил о том, что знал и испытал, о том, что Он видел. Это показано в Ев. от Матфея. Согласно закону, больше не существовало земного правления: пришел Господь, Спаситель, Эммануил. Как Он мог не быть божественным в Своем образе, в сущности всей Его жизни? Более того, когда Он начал Свое публичное служение и был запечатлен Духом Святым, Ему открылись небеса. Он олицетворялся с небесами, как человек, запечатленный с небесами на земле Духом Святым. Он был продолжателем выражения небес. Еще не было законной силы, которая могла бы поддержать этот характер, помочь выстоять против всех тех, кто противостоял Ему. Он проявлял терпение, несмотря на противостояние людей, окружавших Его, и неспособность Его учеников понять его. Таким образом, в Нагорной проповеди мы находим описание, которое подходит к Царствию Небесному, и даже заверение в награде на небесах для тех, кто будет страдать за Него на земле. Это описание, как мы видели — есть, в сущности, характер Самого Христа, и так божественный Дух выражает себя на земле. Если Господь учил этому, то только потому, что Он любил их и был одним из них, благоволил к ним. Будучи Богом небесным, и человеком, безгранично исполненным Духом, Он слил Свое сердце с небесами, которые Он знал совершенно. Следовательно, Он завершает тот образ, который должны принять Его ученики, словами: «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец Ваш небесный». Все их деяния должны были быть связаны с их Отцом на небесах. Чем больше мы понимаем божественную славу Иисуса, чем более мы понимаем путь, на котором был Он как человек, связанный с небесами, тем больше мы поймем, что есть Царствие Небесное для Него, в отношении того, что угодно Ему. Когда в будущем будет установлено Царствие, миром будут править согласно этим принципам, хотя они, собственно говоря, не являются его собственными. Остаток в последние дни, я не сомневаюсь, найдет, что все окружающее их противопоставлено их преданности, и увидит падение надежды всех иудеев, его вынудят взглянуть вверх, и он будет обретать этот характер все больше и больше, если не божественный, то, по крайней мере, соответствующий Христу {Те, кто будет предан смерти, взойдут на небеса, как свидетельствует Ев. от Матфея 5,12. Другие, кто предан Христу, как страдающий иудей, будит с Ним на Горе Сион; они познают песню, которую поют на небесах, и будут следовать за Пастырем, куда бы Он ни шел (на земле). Мы можем также заметить здесь, что в заповеди блаженства содержится обещание земли кротким, которое будет полностью исполнено в последние дни. В стихе 12 награда на небесах обещается тем, кто страдает за Христа, и это истинно для нас сейчас, и в некотором отношении для тех, кто погибнет за Него в последние дни, кто будет иметь место на небесах, хотя они были частью иудейского остатка, а не собрания. Та же мысль содержится в Данииле 7, только заметьте, что это времена и законы, отданные в руки зверей, а не святых}. Два момента связаны с присутствием народа, стих 1. Сначала время требовало, чтобы Господь явил истинный характер Своего Царствия, и Он привлекает за собой народ. Он чувствовал, что очень важно явить Свой характер. С другой стороны, этот народ, который шел за Иисусом, являл собой западню для его учеников; и Он дает им понять всю разницу между тем влиянием, которому мог подвергнуть их народ, и истинным духом, который должен направлять их. Таким образом, Сам исполненный добром, тем, что было истинным, Он незамедлительно изливает его из Своего Сердца. Это было истинным характером остатка, который в основном был похож на Христа. Об этом очень часто упоминается в Псалмах. Соль земли — это нечто другое, чем свет мира. Земля, мне кажется, выражает то, что уже провозглашено как получившее свет от Бога, то, что состояло в отношениях с Ним через добродетель света — принявшую определенную форму от Него. Ученики Христа были защитниками Его принципов на земле. Они были светом мира, мира, который не обладал этим светом. Таким было их положение, желали они того или нет. Цель Бога заключалась в том, чтобы они явились светом миру. Свеча зажжена не для того, чтобы быть спрятанной. Все это предполагает возможность установления в мире Царствия и нежелание его установления у большей части людей. Вопрос не в искуплении грешников, а в исполнении Духом Божиим, которое необходимо для получения места в Царствии Божием, которое грешник должен искать, пока он не расстанется со своим врагом, чтобы не предстать перед судьей, что и произошло с Иудеями. В то же время учеников приводят к отношениям с Отцом индивидуально — второй великий принцип общения с Богом, последствие присутствия Христа, и им представлена еще более замечательная вещь, чем их положение свидетелей о Царствии. Они должны были поступать по благодати, так, как поступал их Отец, и их молитва должна быть за то, что полностью соответствует характеру и воле их Отца. «Да святится имя Твое, да прийдет Царствие Твое» {Т.е. Отца, Сравните Ев. от Матфея 13,43} означает, что все должно отвечать характеру Отца, что все должно являть собой Его власть. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе», — означает совершенное послушание. Всеобщее повиновении Богу на небесах и на земле будет в определенной степени исполнено вторым пришествием Христа. Между тем, молитва выражает ежедневную зависимость, нужду в прощении, нужду в избавлении от диавола, и желание не быть введенным им в искушение, согласно завету Бога, как Иов или Петр, и нужду быть защищенными от лукавого. Эта молитва соотносится с положением остатка, она передает завет Духа и даже то, что присуще Второму пришествию как земному Царствию, чтобы выразить правильные желания и говорить об условиях жизни и опасностях остатка, пока не наступит Царствие Отца. Многие из этих принципов всегда правдивы, т.к. мы в Царствии и в Духе должны являть его черты, но особое и буквальное их применение состоит в том, что я уже назвал. Они связаны с Отцом в проявлении Его воли, которая должна была проявляться в них через добродетельность этих отношений, побуждая их желать установления Его Царствия, преодолевать трудности противостоящего им мира, не поддаваться уловкам диавола и исполнять волю Отца. Только Иисус мог передать им это. Итак, Он переходит от закона признанного, как пришедшего от Бога, до его исполнения, когда он соотносится с волей Того, Кто дал его, или же исполнится в своих целях Им, Кто один мог это сделать {Закон является совершенным правилом для детей Адама, правилом меры того, чем Он должен быть, а не просто проявлением Бога в благодати, чем был Христос, который в этом является для нас образцом справедливости, призывом любить Бога и идти по пути исполнения обязанностей в отношениях с Богом, не имитировать служение Ему, а идти с такой любовью, какой любил нас Христос и отдал Себя за нас}.