Марк 1

Это послание ново — по крайней мере в абсолютном и полном характере, который оно принимает, и в его прямом и непосредственном применении. Здесь говорится не о привилегиях Иудеев, что могут быть получены чрез покаяние и обращение к Господу. Господь приходит по Его обетованию. Чтобы приготовить Его путь пред Ним, Иоанн проповедовал покаяние для прощения грехов. Именно это было необходимо им: прощение грехов для кающегося было великим делом, соответствующей целью миссии Иоанна. Покаяние и прощение грехов явно относятся к ответственности человека, здесь — Израиля, в его обычном отношении с Богом; и, проясняя то, что касается положения человека относительно Бога, духовно и ответственно определяют его в принятии предназначенного благословения — духовно, что он осуждает грехи в принципе, как и Бог, и ответственно чрез прощение Богом их всех. Следовательно, прощение есть обязательно существующее и действующее. Мы зрим как прощение управления, так и прощение оправдания, однако принцип остается тем же, и последнее является основой предыдущего. Только когда есть прощение управления, тогда оно может сопровождаться различными сопутствующими деяниями Бога, лишь грех более не вменяется при существующем отношении с Богом, как это есть в прощении оправдывающим, что всегда истинно. В оправдывающем прощении — как в Римлянам 4, что являет собой, как в Псалме 31, общий характер невменения греха — это основывается на деле Христа, и, следовательно, представляется абсолютным и неизменным. Грех не вменяется и никогда не может вменяться, потому что дело свершено и закончено, что убирает его от взора Божиего: это — вечное, абсолютное и неизменное в себе — является основой всех деяний Бога с человеком в благодати. Благодать правит чрез праведность. К Евреям 9, 10 раскрывает это, там говорится о совести и приближению к Богу, в святая святых. Так и в Послании к Римлянам 3-5, где рассматриваются судебный вопрос, суд, гнев и оправдание. Вот основа благословений, не конца, великого по себе — мир с Богом и примирение. Здесь же это явилось основой всех благословений, которые будут у Израиля при новом завете (по смерти Христа), и, будучи отвергнутыми, те, кто уверовали, войдут в лучшие и божественные благословения. В Исходе 32,14.34 нам представлено прощение управления, но не оправдывающее. В случае великого греха Давида, грех был прощен по признании, а беззаконие его убрано, но с грехом связано наказание, так как он дал повод врагам хулить Господа. Слава Божия в праведности должна была быть сохранена пред миром (2 Цар. 12,13.14). Здесь же представлено предложение о настоящем прощении Израилю, которое будет дано в последние дни; а затем, когда их длительное отвержение завершиться прощением управления, они также чрез смерть и пролитие крови Христом, по крайней мере остаток, будут прощены и оправданы во обладание обетованиями при новом завете (сравните Деяние 3). Пророки действительно возвещали о прощении, если люди обращались к Господу; но при этом существовал определенный объект обращения. Люди преткнулись во плоти, дабы воспользоваться этим. Разбужена, по крайней мере, совесть; и какой бы ни была гордыня их вождей, люди ощущали суть состояния Израиля, как только что-то сверх религиозного устоя воздействовало на сердце и совесть — то есть, когда вещал Бог. Они признают свои грехи. Возможно, в отношении некоторых это было лишь проявлением естественной совести, но не действительно чем-то пробуждающим, однако на нее, по крайней мере, воздействовало откровение Божие. Иоанн же, резко отличаемый от людей и живущий вне человеческого общества, возглашает о другом, сильнейшем его, у кого он не достоин развязать ремень обуви: Он будет не просто проповедовать покаяние, крестись водой; Он дарует Святого Духа, силу принявшим Его свидетельство. Здесь наше Евангелие сразу же начинает повествовать о служении Того, о ком вот так возвестил Иоанн. Оно лишь кратко излагает то, что являет Его в этом служении. Господь занимает Свое место среди раскаявшихся Своего народа, и, приняв крещение Иоанна, Он видит, что небеса разверзлись, и Святой Дух сходит на Него как голубь. Отец признает Его Своим Сыном на земле, в Котором Его благоволение. Затем Святой Дух ведет в пустыню, где Он подвергается искушению сатаны сорок дней. Он находится там со зверями, и ангелы служат Ему. Здесь мы зрим, что все Его положение — образ, который Господь принимает на земле — все его черты и отношения с тем, что окружало Его, собраны в эти два или три стиха. Об этом подробно повествуется в Евангелии от Матфея. После этого Иоанн исчезает, уступая место публичному служению Христа, лишь предвестником Которого он был; а Сам Христос появляется на месте свидетельства, возвещая о том, что исполнилось время; и сейчас не говорится о пророчествах или грядущих днях; что Бог намеревается установить Свое Царствие, а им следует покаяться и принять благую весть, которая объявлена им. Наш евангелист вскоре говорит {Эта быстрота характеризует Марка, равно как и слово «немедленно»} о разных сторонах служения Христа. Представив Господа, совершающего публичное служение, которое призывало людей принять благую весть как существующую (время исполнения путей Бога пришло), он изображает Его призывающим других исполнить эту же работу во имя Его, следуя за Ним. Его слово приносит свой результат: те, кого Он призывает, оставляют все и следуют за Ним {Здесь, как и в Евангелии от Матфея, представлен сам факт. Точка зрения Луки даст возможность более подробно рассмотреть то, что касается призыва к ученикам. Со дней Иоанна Крестителя они были более или менее связаны с Господом, по крайней мере, эти, о ком идет речь}: Он приходит в город, чтобы учить в субботу. Его слово не состоит из доказательств, кои подтверждают о неуверенности человека, но приходит с властью Того, Кто знает истину, которую Он провозглашает — властью, которая, действительно, была властью Бога, Кто может преподнести истину. И Он говорит, как Тот, Кто обладает ей; и Он дает доказательство того, что делает. Слово, которое явлено людям таким образом, имеет власть над дьяволами. Говорится о человеке, одержимым нечистым духом. Нечистый дух нес свидетельство, несмотря на себя самого, о Том, Кто говорил, и Чье присутствие было нестерпимо для него, но слово, которое пробудило его, имело силу его же и изгнать. Иисус запретил его, повелевает ему замолчать и выйти из человека; и нечистый дух, явив действительность своего присутствия и злобы, подчиняется и выходит из человека. Такова сила слова Христа. Не удивительно, что молва об этом деянии разошлась по всей окрестности; а Господь продолжает Свой путь служения там, где было дело. Он приходит в дом Петра, теща которого лежала в горячке. Он тотчас же исцеляет ее, и, когда завершалась суббота, они приносят к Нему всех больных. Он, всегда готовый служить (драгоценный Господь!) исцеляет их всех. Но Господь трудился не для того, чтобы окружить Себя людьми; и утром, весьма рано, Он удаляется в пустыню, чтобы помолиться. Таков был характер Его служения — выработанный вместе со Своим Богом и Отцом и в зависимости от Него. Он один идет в пустынное место. Ученики находят Его и говорят Ему, что все ищут Его; но Его сердце пребывает в Его работе. Общее желание не возвращает Его. Он идет Своим путем, дабы свершить дело, которое Ему дали свершить — проповедование истины среди людей; ибо таким было служение, которому Он посвятил Себя. Но, как бы Он ни был предан служению, Его сердце не сделалось жестоким по занятости Его; Он всегда был Самим Собой с Богом. Бедный прокаженный приходит к Нему, признавая Его силу, но сомневаясь в Его воле, в любви, которая владела той силой. Эта ужасная болезнь теперь не только не отпускала самого человека, но и заражала каждого, кто даже дотрагивался до несчастного. Но ничего не останавливает Иисуса в служении, к которому Его любовь призывает Его. Прокаженный был несчастным изгнанником своих сотоварищей и общества, отлученным от дома Иеговы. Но есть сила Бога. Прокаженный должен быть ободрен, что касается доброй воли, на которую его угнетенное сердце не могло рассчитывать. Кто мог позаботиться о таком несчастном, как он? У него была вера в силу Христа, но его мысли о самом себе скрыли от него. Ту меру любви, что коснулась его. Иисус простирает Свою руку и касается его. Самый кроткий из людей приближается к греху и тому, что было знаком греха, и удаляет его; Человек, Который в силе Своей любви коснулся прокаженного и не осквернился, был Бог, Который один мог устранить проказу, которая делала страдающего ей несчастным изгнанником. Господь говорит со властью, которая возвещает как о Его любви, так и о Его божественности: «Хочу, очистись». — Хочу — здесь выражена любовь, в которой сомневался прокаженный, власть Бога, Кто один имеет право сказать «Хочу». За излиянием Его воли последовал результат. Вот случай, когда говорит Бог. А кто излечил бы проказу, кроме Иеговы? Был ли Он Тем, Кто снизошел достаточно низко, чтобы коснуться этого оскверненного существа, которое заражало всякого, кто прикасался к нему? Да, Тот единственный; и именно Бог, Который снизошел, любовь, которая достигла такого низкого положения и которая таким образом явила себя сильной каждому, кто уповал на нее. Это была неоскверняющаяся чистота в силе, которая посему могла служить в любви самому отвратительному и радоваться этому; Он пришел к прокаженному не для того, чтобы заразиться прикосновением, но чтобы устранить осквернение. Он коснулся прокаженного в благодати, и проказа исчезла. Он укрывается от шумных приветствий людей и просит человека, который был исцелен, пойти и показаться священникам по закону Моисееву. Это подчинение закону несло свидетельство того, что Он — Иегова, ибо один Иегова, под законом, высочайше очистил прокаженного. Священник стал ни кем иным, как свидетелем того, что так и произошло. Это чудо, о котором немало говорили повсюду, привлекая многих, заставляет Иисуса отправиться в пустыню.