Лука 12

В главе 12 ученики оказываются там, где есть свидетельство силы Святого Духа и откровение в отношении того, что мир будет противостоять им после Его ухода. Именно слово и Святой Дух даны вместо Мессии на земле. Им не должно было ни бояться противостояния, ни уверовать в себя, но должно было благоговеть пред Богом, и уверовать в помощь Его; и Святой Дух научит их, что должно говорить. Все станет явным. Бог постигает душу: человек же может прикоснуться лишь к плоти. Здесь на передний план выдвигается то, что есть свыше нынешних обетований — единение души с Богом. Оно исходит из иудаизма, чтобы предстать пред Богом. Призванием их было всеми силами являть Бога в мире — являть Его во имя веры прежде, чем явлено все прочее. Это может им дорого обойтись перед человечеством: Иисус исповедует их перед Ангелами. Это ведет учеников к свету, ибо в нем — Бог; к благоговению через слово и веру во времена гонений на пророка; все порочное, каким бы тайным оно ни было, будет выявлено на свет. Это не все. Хула в отношении явленного свидетельства в их случае будет еще более преступна, нежели хула в адрес Христа. Последняя может быть прощена (и была, и будет в конце концов, несомненно, прощена Иудеям как народу); но кто бы ни богохульствовал в отношении свидетельства учеников — тот хулит Святого Духа. Это прощено не будет. Однако Господь обращается и к их сердцам, равно как и к их совести. Он ободряет их тремя доводами: первый — покровительство Его, пересчитавшего волосы на головах их, во всех испытаниях их веры; второй — то, что на небе и пред Ангелами их верность Христу в сей тяжкой миссии будет Им подтверждена; и третий — значительность их миссии, непризнание которой будет осуждено более сурово, нежели отрицание Самого Христа. Бог сделал шаг, и шаг решающий, в Его благодати и в Его свидетельстве. Вынесение всего к свету, забота Бога, исповедание их Христом на небе, сила Святого Духа с ними — таковы побуждения и напутствия, приданные здесь ученикам для их миссии после ухода Господа. То, что следует далее, еще ярче рисует то положение, к которому пришли ученики в соответствии с помыслами Бога и в результате того, что Христос был отвергнут (стих 13). Формально Господь отказывается установить справедливость в Израиле. Это не было Его местом. Он имеет дело с душами и наставляет их внимание на другую жизнь, которая длится дольше, чем эта; и вместо раздела наследства между братьями Он призывает людей беречься любостяжания, наставляя их притчей о благе, призванном в мир иной в тот момент, когда он строил проекты своего земного процветания. Что сталось с его душой? Но дав это основное положение, Он обращается к ученикам и наставляет их главными жизненными принципами, которыми им надлежит руководствоваться на стезе их. Им не следовало думать о дне завтрашнем, но веровать в Бога. Более того — они были не властны над ним. Им дано искать Царствие Божие, и им приложится все, что им требуется. Таково их положение в мире, который отверг его. Но кроме этого, сердце Отца печется о них, им не следует чего-то бояться. Именно благоволению Отца им будет дано Царствие. Чужеземцы и странники здесь будут иметь свое сокровище на небесах; и посему там пребудет и их сердце. Кроме того, им следовало уповать на Господа. Три фактора должны были направить их души: благоволение Отца дать им Царство, сокровище сердца их на небесах и ожидание возвращения Господа. Пока не придет Господь, им суждено уповать — содержать их светильники горящими; их положение должно целиком явить результат постоянного ожидания Господа — выражать это ожидание. Им надлежало быть подобным людям, ожидающим его с чреслами их перепоясанными; и в этом случае, когда все будет учреждено заново согласно сердцу Самого Господа и по воле его, и они будут приведены в дом Отца Его, Он посадит их и, в свою очередь, препояшется, дабы служить им. Очень важно для читающего обратить внимание на то, что Господь здесь печется не о господстве, как бы ни напрашивалось такое прочтение, и не о пришествии Господа {Отметьте также, что сердце следует за сокровищем. И сокровище не находится там, как говорят люди, где и сердце — мое сердце не находится в нем; но «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет»} на исходе вечности, а о том, чтобы христианин уповал на Него, исповедуя Христа беззаветно с сердцем одухотворенным. Таких Господь усадит, как гостей, но навечно в доме Отца Своего, куда привел Он их, и в любви Сам сотворит благословение. Любовь эта сделает благословения, целиком полученные от рук Его, во много тысяч раз драгоценнее. Любовь любит служить, себялюбие — чтобы ему прислуживали. Но Он не затем пришел, чтобы служили Ему. Он никогда не отречется от этой любви. Нет ничего совершеннее благодати, выраженной в этих стихах, 35 и 37. {Здесь мы видим божественную участь тех, что жду Господа в его отсутствие. Такова суть подлинного ученика в божественном рассмотрении его — служение его на месте своем на земле.Заметьте также, что здесь, на земле, Господь был слугой. согласно Евангелию от Иоанна 13, Он становится слугой, отправляясь на небеса, ходатаем, и омывает наши ноги. Здесь Он обращает Себя в слугу ради нашего благословения на небесах. В Исходе 21, если раб, исполнивший свою службу, не желал уйти свободным, его предавали суду и прикалывали через ухо к двери в знак его вечного рабства. Иисус безупречно завершил Свое служение Отцу Своему в конце своей земной жизни. В Псалме 39 «уши открыты» (то-есть тело уготовано, что есть состояние послушания: ср. Фил. 2). Это и есть обретение плоти. Теперь Его служение в его жизни на земле как человека завершено, но Он слишком любил Своего Отца, будучи в образе раба — для того, чтобы прекратить это служение; и при смерти Его, согласно Исх. 21, его ухо было проколото, и Он стал рабом навечно — теперь, чтобы омыть наши ноги; и потом, на небесах, когда Он возьмет нас к Себе, как это говорится в этом отрывке, который мы рассматриваем. Какая славная картина любви Христа!} Отвечая на вопрос Петра, желающего знать, к кому Иисус обращал эти наставления, Господь говорит ему об ответственности тех, кому Он препоручил служение в свое отсутствие. Таким образом, перед нами два момента, характеризующие учеников после отвержения Христа — ожидание Его пришествия и служение. Ожидание, бдение с препоясанными чреслами, дабы принять его, находят свое воздаяние в покое и празднике (блаженство, для чего Он служил), когда Иисус перепоясывается, чтобы служить им; и есть верность в служении правя всем, что принадлежит славе Господа. Мы увидели, помимо этих особых отношений между хождением и учениками и их положением в грядущем мире, общую истину отречения мира, когда был отвергнут Спаситель и Обладание Царствием чрез дар Отца. В том, что Он далее говорит о служении тех, Кто несут имя Его в Его отсутствие, Господь упоминает тех, которые пребудут в этом положении, оставаясь неверными; Он, таким образом, характеризует тех, которые прилюдно исполняя церковное богослужение, разделяет участь не уверовавших. Суть порока, характеризующего их неверие, состоит в том, что их сердца не будут ожидать пришествия Христа, в то время как им следовало бы ожидать его и приближать со всею истовостью, служа со смирением и стремясь быть обретенным в вере. Они скажут, что Он не придет немедля; и поэтому они будут следовать своей собственной воле, приспособляясь к духу мира и облекая себя властью над такими же рабами. Как благословенно изображено происшедшее! Неслышно придет их Господин в тот момент, когда они его не ждали; и пусть они исповедуются в своем служении Ему — они разделят участь неверующих. Тем не менее, первые будут отличены от вторых; ибо раб, ведавший волю своего Господина и не уготовивший себя к встрече Его, как к награде за свои чаяния, и не исполнивший волю своего Господина, будет сурово наказан; не знавший же Его воли будет наказан менее строго. Я добавил слово «своего» к слову «Господина», что соответствует оригиналу, в котором придается значение осознанному отношению к Господу и вытекающим из этого обязательствам. Во втором случае раб был в неведении относительно определенности воли Господа, однако был грешен в своих поступках, чего не должно было быть в любом случае. Такова есть история истинных и ложных слуг Христа, исповедующей церкви и мира вообще. Но не может быть более серьезного свидетельства в отношении того, что привнесло неверие в церковь, привело к ее крушению и приближающемуся суду, а именно — в отношении прекращения упования на пришествие Господа. Если спросится с людей за их привилегию, то кто будет более виновнее тех, что именуют себя служителями Господа, не служа Ему в уповании на Его пришествие? Тем не менее Господь, будучи таким образом отвергнут, пришел принести раздор и огонь на землю. Его бытие на земле воспламенило его еще до того, как состоялось отречение от Него в час крещения смертью, Ему предстоявшего. Но было это, однако, не ранее того, как Его любовь обрела полную свободу, чтобы возрастать в своей силе. Так сердце Его, являвшее собою любовь даже в соизмерении с бесконечностью Божества, было стеснено, пока искупление не высвободило его и не позволило свершиться всем помыслам Божьим, в которых Его власть должна была явить себя сообразно этой любви и для которых это искупление явилось абсолютно необходимым в качестве основы для примирения всех и вся на небе и на земле {Благословенно видеть здесь, что, как бы греховен человек ни был, это в конце концов ведет к свершению помыслов Его благодати. Неверие человеческое вернуло божественную любовь в сердце Христа, любовь ничуть не ослабшую, но неспособную струиться далее и выразить себя; но вся полнота ее силы на кресте позволила ей проистекать во благодати, воцаряющейся через праведность, беспрепятственно далее к самым падшим. Этот отрывок необычайно интересен и благодатен}. Стихи 51-53. Он подробно описывает разделение, которое явится результатом Его миссии. Мир претерпит не больше веры в Спасителя, нежели это сделал Сам Спаситель, являвшийся предметом ее и исповедуемый ею. Уместно здесь отметить то, как присутствие Спасителя на земле исторгает порок из сердца человеческого. Положение, описанное здесь, представлено в книге Михея — описание самого ужасного состояния, зла, которое только возможно (Михей 7,1-7). {Давайте здесь, в сноске, дадим оценку содержанию этих двух глав, с тем чтобы лучше понять наставление, изложенное в них. В первой (12) Господь, с целью отрешить помыслы каждого от этого мира, говорит с учениками, обращая их к Себе, властвующему над душой так же, как и над телом, и ободряя их словами о непреходящем покровительстве их Отца и намерении его даровать им Царствие; им же, тем временем, суждено было быть странниками и пилигримами, безмятежно покойными в отношении всего того, что происходило вокруг их; Он говорит с народом и показывает им, что самый преуспевающий человек не есть хозяин ни одному дню своей жизни. Он присовокупляет и нечто позитивное. Ученики его должны неустанно день за днем, уповать на Него. Не только божественным должен быть удел — им надлежит еще и обладать всем. Они усядут за трапезу, и Он Сам станет служить им. Это есть божественный удел церкви при возвращении Господа. Служить до Его пришествия — служить в неустанном бдении; затем же настанет Его черед служить им. Далее речь идет о сулимом им наследии и о суде исповедующей церкви и мира. Его учение дало разделение вместо установления власти Царствия. Но Ему суждено умереть. Это наводит на мысли о другом предмете — о нынешнем суде Иудеев. Вместе с Богом они были на пути к судилищу (гл. 13). Владычество Бога явит себя не избирательным судом над отдельными падшими. Все погибнут, если не покаются. Господь лелеял смоковницу в течение одного — последнего года; если народ Божий не даст плода, то она испортит его сад. Создавать видимость соблюдения закона и противостоять Богу, что было с ними (даже Ему, давшему им закон), было лицемерием. Царствию не дано было учредиться явлением власти Царя на земле. Ему надобно было произрастить из малого зерна, пока оно не станет необъятной системой властвования на земле — учением, которое, став системой, проникнет всех и вся. Отвечая на вопрос о том, много ли их, спасающихся, он учит входить сквозь тесные врата обращения и веры в Небо, ибо многие поищут войти в Царствие и не возмогут: когда Хозяин дома встанет и затворит двери (это Христос, отверженный Израилем), то напрасны будут призывы к Нему о том, чтобы Он пребывал в их городах. Вершители беззакония не войдут в Царствие. Господь говорит здесь о Евреях в целом. Они увидят патриархов, пророков — и даже язычников отовсюду — в Царствии, и себя вне его. Тем не мене, факт отвержения Христа не зависел от воли человека и лжецаря, искавшего, по словам фарисеев, как избавиться от Него. Намерения Бога и, увы, несправедливость человеческая вершилась разом. Иерусалиму было назначено преисполнить меру своей несправедливости. Не могло быть, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. Но затем подверженность человека испытанию в ответственности его завершится в отвержении Иисуса. Его речь и язык так трогательны и величественны, как язык самого Иеговы. Сколько раз добрый Бог собирал чад Сиона под крылья Свои, а они не захотели! В плане зависимости от воли человеческой это было полное разобщение и запустение. И так было на самом деле. Теперь у Израиля все было покончено с Иеговой, но не у Иеговы с Израилем. Именно пророку надлежало полагаться на верность ему его Бога и — в уверенности, что это не обманет надежд, и что, если суд наступит, он будет совсем непродолжителен — сказать: «Доколе?» (Исаия 6,11; Псалом 78,5). Уныние безысходно, когда нет веры, когда некому сказать: «Доколе?» (Псалом 73,10). Но здесь отвержен Сам Великий Пророк. Однако Он возвещает им, подтверждая Свои права благодати, конец их опустошения. «Вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен грядый во имя Господне!» Это внезапное проявление прав, обусловленных Его божественностью, и проявление самой Его божественности во благодати в то время, когда с точки зрения их ответственности все было утрачено, несмотря на возделываемую Им благодатную культуру, неимоверно прекрасны. Именно Сам Бог является в конце всех Своих дел. Резюмируя изложенное, мы можем заключить, что глава 12 представляет нам божественный удел церкви, небеса и жизнь грядущую; глава 13 дополняет ее (вкупе со стихами 54-59 главы 12) рассуждениями о правителях израилевых и земных наряду с наметками о том, что заменит их здесь, на земле} Далее Он обращается к людям, чтобы предупредить их о существующих знамениях того времени, в котором они жили. Под это свидетельство Он подводит двойную основу: очевидные знамения, данные Богом; и доводы морального плана, которые совесть должна была признать даже в отсутствие знамений и которые, таким образом, обязывали людей принять свидетельство. Как ни слепы они есть — они на пути к судии. Избавленные, они не выйдут, пока наказание Божие полностью не ляжет на них.