Введение

В Евангелии от Луки Господь предстает перед нами в образе Сына Человеческого, являя Бога на земле в благодати, даруемой людям. Посему такое действо благодати и ее влияние в большей степени соотносится с представлением не иных помыслов, как в Евангелии от Матфея, а на сей раз пророчески, с представлением спасительной небесной благодати. Вначале, во вступительной части, где дано самое совершенное изображение богоизбранного остатка, мы, несомненно, находим (и именно потому, что Ему надлежит явиться людям как человеку в благодати), что Он ниспослан Израилю, которому был обетован и в отношении с которым Он пришел в мир сей; однако затем данное Евангелие излагает моральные принципы, обращенные к человеку, кем бы он ни был, провозглашая в то же время Христа в средине этого народа. Такая сила Бога в благодати, соотносящаяся к нуждам людей, явлена по-разному. После преображения, о котором вначале поведало Евангелие от Луки, а затем и другие Евангелия, мы находим суд над теми, кто отрицал и Господа, и божественную суть благодати, которая, будучи именно благодатью, обращена к язычникам и грешникам, при этом нет какой-либо особой ссылки на Иудеев, и ниспровергает узаконенные догматы, согласно чему последние, изначально призванные, что касается их внешнего предстояния, к этому на Синай, притязали на связь с Богом. Не ограниченные условиями обетования, изреченные Аврааму и т.д. их пророческое подтверждение представляют совсем другое. Они исполняются в благодати, и на них должна опираться вера. По поводу содержания Евангелия. В девятой главе повествуется о начале Его последнего восхождения в Иерусалим, отсюда и до последней части главы восемнадцатой, где (стих 31) говорится о Его приближении к этому городу, евангелист представляет, главным образом, ряд последовательных моральных наставлений и повествует о являемых сейчас путях Всевышнего в благодати. В стихе 35 главы 18 мы находим сцену со слепым из Иерихона, о ком уже говорилось, как начало Его последнего восхождения в Иерусалим. После этого мы видим то, что должно постичь Иудеев согласно праведному правлению Божиему, и в итоге — ответ за смерть и воскресение Господа, исполняющего дело искупления. Нам следует отметить то, что Лука (который морально отвергает иудейскую систему и который представляет Сына Человеческого как человека пред Богом, являя Его преисполненным всей полнотой Бога, пребывающего в нем телесно, как человека пред Богом по зову своего собственного сердца и посему — как ходатая между Богом и человеком, средоточием духовной системы куда более всеобъемлющей, нежели то, что относится к Мессии среди Иудеев. Повторяясь, нам надлежит заметить, что Лука, увлеченный этими новыми (в действительности же «старыми», что касается советов Бога) отношениями, предоставляет нам факты, касающиеся связи Господа с Иудеями, имеющейся в благочестивом остатке среди этого народа, с большей степенью их развития, нежели этого желают другие евангелисты. В равной степени нам следует не обойти вниманием и свидетельства о Его миссии по отношению к этим людям при явлении Его в мир сей. Эти свидетельства должны привлечь их внимание и сосредоточить его на младенце, рожденном для этих людей. Добавлю, что особенно характерным в изложении фактов и вызывающим особый интерес к этому Евангелие является именно то, что оно представляет нам кто такой Христос. Не говорится об общеизвестной славе и занятом Им соответствующем положении; не говорится об открытии Его божественного естества в самом себе; не говорится о Его миссии Великого пророка. Явлен Он Сам, каким Он и был, человек на земле — Человек, Которого бы я встречал повседневно, живи я в то время в Иудее или Галилее.