Лука 18

Но перед лицом всей силы их недругов и поработителей (ибо здесь, как мы видели, будут таковые, так что они могли и жизни лишиться), у бедствующего остатка будет к чему обратиться. Им должно (гл. 18) быть неустанными в молитве, прибежище верных во все времена — прибежище человека, коль он ее разумеет. Бог вознаградит Его избранных, хотя в отношении проявления их веры Он, действительно, пошлет им испытания. Но коль скоро Он явился, найдет ли Сын Человеческий ту веру, что ждала Его вмешательства? Это и было сокровенным вопросом, ответ на который предоставлено давать человеку — вопросом, подразумевавшим, что вряд ли можно было бы ожидать ответа, хотя ему и надлежит быть. Тем не менее, будь здесь какая-либо вера, приемлемая Им и Им искомая, она не будет обманута или смущена. Мы увидим, что Царствие (а это и есть предмет разговора) на тот момент представлено среди евреев двояко — в Личности Иисуса, явленного тогда (гл. 17,21), и в свержении суда, при котором избранным будет оказана милость и отмщение Божие свершится от их имени. Поэтому им следовало думать лишь об угождении Ему, как бы ни был тягостен и беспечен мир. Это день суда над грешниками, а не день вознесения праведных на небо. Второе более подобает Еноху и Аврааму; Ною и Лоту, чрез которых были спасены оставшиеся жить на земле; но есть притеснители, пред которыми должен быть отмщен остаток верных. Стих 31 показывает, что им следует помышлять только о суде и не приобщать себя ни к чему как человекам. По обособлении их от всего их единственная надежда в такой момент будет в Боге. Далее, в стихе 9 главы 18, Господь возобновляет описание тех образов, что соответствовали Царствию, чтобы быть допущенным в него теперь во следовании Ему. Начиная со стиха 35 {Случай со слепым при Иерихоне, как уже отмечалось (во всех обзорных Евангелие), есть начало последних событий в жизни Христа} близится великий переход. Стих 8 главы 18 подытоживает пророческое предостережение в отношении дней последних. Далее Господь возвращается к Своим рассуждениям о тех образах, что подобают порядку вещей, учреждаемому благодатью. Фарисейская набожность далека от того, чтобы быть представленным ко вхождению в Царствие. Самый жалкий грешник, исповедовавшийся в своей греховности, скорее будет оправдан перед Богом, нежели уверенный в своей праведности. Возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. Какой образец и какого свидетеля истины сей явил собой Сам Господь Иисус Христос! Дух младенческий — в простоте своей верящий всему, ему, доверчивому, сказанному, уничижающий себя в своих глазах и всем уступающий — сие есть достойно Царствия Божиего. Что же еще Он допустит? Опять же, принципы Царствия в том виде, как они устанавливались через отвержение Христа, были полной противоположностью временным благословениям, прилагаемым к законопослушанию, и прекрасны, коль закон тот уместен. Не было благости в человеке: лишь Бог есть благ. Юноша, бывший послушным закону в своем хождении, призван отречься от всего с тем, чтобы следовать за Господом. Иисус знал о его положении и о его сердце, и Он указал на скаредность, что направляла его и вскармливалась обладаемыми им богатствами. Ему следовало продать все, что он имел и следовать за Иисусом; он будет иметь сокровище на небесах. Юноша ушел опечаленный. Богатства, что в глазах людских казались знаком Божиего благоволения, представали не чем иным, как помехой, коль скоро вопрос касался души и неба. В то же время Господь говорит, что каждый, отрекшийся от всего, что дорого ему, во имя Царствия небесного, получил бы гораздо более в мире этом и в будущей жизни вечной. Можно отметить, что здесь нам явлен принцип в его применении к Царствию. И наконец, на пути к Иерусалиму, Господь откровенно и доверительно повествует Своим ученикам о том, что суждено Ему быть преданным, поруганным и отданным на смерть, и затем воскреснуть. Это было исполнением всего того, о чем написали пророки. Но ученики ничего из этого не поняли. Если уделом Господа было убедить тех, кто следовал за ним, принять крест, то Он не мог не возложить его на Себя. Он шел впереди овец Своих своею стезей самопожертвования и посвященности, чтобы подготовить путь. Он шел один. Это была стезя, на которую еще не ступал Его народ и на которую он, действительно, ступить не мог, пока Он не сделает этого. Теперь же начинается рассказ о Его последнем приходе в Иерусалим и о Его связанности с ним (стих 35). Здесь Он снова и в последний раз являет Себя Сыном Давидовым, возлагая на совесть рода сего Свои притязания на это звание и являя последствия Своего отвержения. Подле Иерихона места проклятия Он дарует прозрение слепому, уверовавшему в то, что Он есть Сын Давидов. Так, воистину, те, кто обладал этой верой, прозрели с тем, чтобы следовать за Ним, и они увидели даже нечто более великое, нежели это.