Лука 3

В главе 3 мы видим исполнение служения в мире для Израиля, дабы явить Господа в мир сей. Не говорится об обетовании Израилю и привилегиях, даруемых им Богом; рождение Младенца, унаследовавшего все обетования; но об империи самой по себе как свидетельстве пленения Израиля, будучи орудием свершения слова по отношению к Господу. Года здесь исчислялись согласно правлению язычников. Область Иудея находится а руках языческой империи, а оставшиеся части Ханаана разделены между различными начальствующими, подчиненными империи. Иудейская система, тем не менее, продолжает действовать; и первосвященники были там, дабы упомянуть о годах их зависимости от язычников и вместе с тем сохранить уклад, учения и обряды Иудеев, насколько это можно было сделать при тех обстоятельствах в то время. Сейчас слово Божие является вечно истинным и именно тогда, когда отношения Бога и Его народа претерпевают упадок в плане верности последнего, Бог своей всевышней властью поддерживает Свою связь посредством общения через пророка. Его всемогущее слово поддерживает ее, если нет другого пути. Однако в этом случае послание Иеговы к Его народу носит особый характер; ибо Израиль уже пребывал в упадке, покинув Господа. В своей благодати Бог все еще зримо оставлял народ в его стране; однако вселенский престол был передан язычникам. Ныне Израиль призывался к покаянию, чтобы быть прощенным и занять новое место посредством явления Мессии. Откровения Божие, таким образом, не состоят в связи с Его уставами в Иерусалиме, хотя праведные покорствовали им. Не призывал их и пророк обратно к верности в том веровосприятии, которое было им присуще. Это Его глас в пустыне, выпрямляющий его пути с тем, чтобы Он мог прийти, как бы извне, к кающимся и готовящимся к Его приходу. Более того, поскольку пришедший был Самим Иеговой, Его слава не должна была удерживаться в узких пределах Израиля. Всякая плоть должна узреть спасение, сотворенное Богом. Состояние самого народа было таковым, что Бог призывал их выйти из него чрез покаяние, говоря о гневе, который вот-вот падет на головы непокорных. Помимо этого, если Бог явился, то Он будет иметь дело с реалиями — истинными плодами праведности, а не просто с наименованием народа. И Он явился в Его всевышнем могуществе, способном вознести из ничего то, что Он имел бы пред Собой. Бог грядет. Он спросит о праведности с человека, ибо Он праведен. Он сможет Своей божественной силой из камней сих воздвигнуть детей Аврааму, если Ему будет это угодно. Здесь все характеризуется пришествием и присутствием Самого Бога. Теперь секира лежит у корней деревьев, о каждом из них надлежало судить по его плодам. Напрасно доказывать, что они — Иудеи: если они пользовались этой привилегией, то где ж ее плоды? Но Бог не благоволил ни к одному в плане человеческого понимания праведности, равно как и не принял Он надменного суждения самоуверенных в своей праведности, которое те могли составить о других. Он спросил о совести каждого. Также и мытарям, предмету ненависти Иудеев, служившим орудием фискального угнетения со стороны язычников и воинам, исполнявшим деспотические приказы царей, навязанных народу волей римлянам, или приказы языческих правителей, было указано поступать в соответствии с тем, что может вызвать истинный страх перед Богом., поступать в противовес тому неравенству, которое обычно имело место по воле человека; большинство было призвано к повседневному милосердию, в то время как с людьми, считающимися народом, обходились как с порождением ехидниным, на которых грядет гнев Божий. Благодать касалась их как весть о суде, но суд был у порога. Так мы различаем эти два момента в стихах 3-14; в 3-6 отношение Иоанна к людям как таковым, в размышлении о том, что Сам Бог скоро явится; в 6-14 — его обращение к совести отдельных людей; стихи 7,8,9 — его наставления им в том, что формальные привилегии народа не дадут прибежища пред лицом святого и праведного Бога и что искать убежища в привилегии народа, означало лишь обратить гнев на самих себя — ибо народ подлежал суду и гневу Божиему. В стихе 10 он переходит к подробностям. В стихах 15-17 вопрос о Мессии решен. В этом отрывке — великой истине, которую открыло перед глазами людей свидетельство Иоанна — огромная значимость заключена в том, что грядет Сам Бог. Человеку надлежало покаяться. На предоставленные тем временем в качестве средств благословения привилегии не должно ссылаться перед естеством праведностью Его, Который грядет; эти привилегии не способны ослабить могущества, с помощью которого Он может создавать народ по воле Его собственного сердца. Тем не менее, дорога к покаянию открыта, ибо Он верен народу, который Он любил. Однако, согласно советам, мудрости и благодати Божией для Мессии было предусмотрено особое деяние. Он крестит Святым Духом и огнем. То есть, он привнес власть и суд, что рассеивали зло, делая это в святости и благословении или разрушая. Он крестит Святым Духом. Это не просто возрождение чаяний, но власти в благодати в средоточии греха. Он крестит огнем. Это суд, который не требует зло. Его суд, таким образом, направлен на Израиль — Его гумно. Он соберет свою пшеницу в каком-нибудь другом месте; солома будет сожжена в дни суда. Но в итоге Иоанн был отправлен в темницу царем. Дело не в том, что это событие в историческом плане имело место в тот момент; но Дух Бога объясняет морально окончание его свидетельства с тем, чтобы начать жизнь Иисуса, Сына Человеческого, но рожденного Сыном Божием в этом мире. Именно с 21 стиха начинается это повествование, чудесное и полное благодати. Бог через Иоанна Крестителя призвал Своих людей к покаянию; и те, на кого слово Его возымело свое действие, пришли к Иоанну, дабы он крести их. Это был первый признак жизни и послушания. Иисус, безупречный в жизни и послушании, снисходит в благодати к остатку Своего народа, идет туда, занимает Свое с ними место и принимает крещение, как и они принимали его, от Иоанна. Трогательное и чудесное свидетельство! Его любовь — это любовь не издали и она заключена в даровании всего лишь прощения; ведомый благодатью, Он входит именно туда, куда грехопадение Его людей завело их, руководствуясь ощущением этого греха, которое вновь обращающей и живительной властью их Бога приводилось в них в действие. Он ведет туда Его народ через благодать, и Он сопровождает их, когда они идут. Он на своем месте с ними во всех трудностях пути идет с ними, чтобы преодолеть всякое препятствие, воистину, соединясь с бедным остатком, дивными земли, в ком все Его благоволение, призывал Своего Господа, Иегову; не вознося Себя, не говоря, что Его благость простирается до Бога, не занимая Своего вечного места с Богом, но место унижения; и посему — место совершенства в положении, коему Он подчинил Себя, но совершенства, которое знает, что есть грех, ибо он в самом деле был, и остатку следовало ощутить это, когда он оборачивается к Богу. Чувствовать это, означало, что положено начало добру. Посему Он может с ними идти. Но во Христе, как бы ни могла быть унижена благодать, Его выбор этого пути с ними являл собой благодать, действовавшую в праведности: ибо в Нем были любовь и послушание, и стезя, на которой Он восславил Своего Отца. Он взошел на нее. Таким образом, Иисус, избрав для Себя место унижения, что необходимо для положения возлюбленного народа, к которому привела Его благодать и оказался в том положении, в котором вершится праведность и прежде всего добро, угодное Отцу, предметом восхищения которого Он таким образом стал в этом положении. Отец мог признать Его тем, кто угодил Его сердцу тем, где пребывал грех и где были в то же время, предметом Его благодати, при это Он мог дать ей свободное хождение. Крест был завершением всего этого. Мы скажем несколько слов по поводу того и другого при рассуждении об искушении Господа; но принцип остается тем же, что и в отношении воли и послушания любящего Христа. Христос пребывал здесь с остатком вместо того, чтобы занять их место, дабы искупить грехи; однако предмет благоволения Отца избрал в благодати Свое место вместе с людьми, которые , как ожидалось, будут исповедоваться в своих грехах {Он принял это вместе с благочестивым остатком в действии, отделявшим их от нераскаявшихся, но которое являлось подобающим местом для людей — первом действии духовной жизни. Оставшиеся с Иоанном суть истинные Иудеи, занимающие свое место с Богом, Христос входит вместе с ними} пред Богом и будут представлены Богу, как и замышлялось, с тем, чтобы затем признать их воистину морально обновленные сердца, без чего Господь не мог бы быть с ними — разве что в качестве наблюдателя, дабы пророчески проповедовать им благодать. Иисус избрал свое положение с молитвой — являя себя благочестивым, зависимым от Бога и расположившим сердце свое для Бога, тем самым выражая безупречность своего положения — и небо отверзается Ему. Он занял Свое место с остатком через крещение; в молитве — пребывая там — Он явил совершенство Свое собственного отношения с Богом. Зависимость и приближающееся к Богу сердце как первое условие и выражение этого, скажем так, существования, являются совершенством человека здесь внизу; и совершенством, в таком случае, человека в подобных обстоятельствах. И затем небеса могут отверзаться. Заметьте, не небо отверзается, дабы искать кого-то от Бога, не благодать открывает сердце для определенного чувства, но совершенство Иисуса и благодать приводят к тому, что небо отверзлось. Сказано: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою». Итак, причиной для того, что небо отверзлось, является самое совершенство Иисуса {Отметьте здесь, у Христа нет, как у Стефана, какого-либо предмета на небе, чтобы приковать Свое внимание, Он является предметом небес. Таковым Он был для Стефана чрез Святого Духа, когда небо отверзлось святому. Его Личность всегда ярко выражена, даже когда Он помещает Свой народ в одно с Ним положение или же связывает Себя с ними. Смотрите по этому поводу от Матфея}. Отметьте также, что когда привнесен этот принцип, то небо и земля не находятся так далеко друг от друга. Истинно, что до смерти Иисуса такая близость должна быть сосредоточена в Личности Иисуса, только чрез Него она проходит, но включая и всех остальных. Установлена близость, хотя пшеничное зерно должно оставаться одно, пока «не умрет, пав в землю». Однако, ангелы, как мы видим, могли сказать: «И на земле мир, в человеках благоволение!» И мы видим ангелов возле пастухов, и небесное воинство видит и слышит земное благодарению Богу за то, что произошло; и, наконец, небо отверзлось человеком и видимый Святой Дух нисходит на Него. Давайте исследуем суть последнего. Христос занял Свое место с немощным и униженным остатком, пребывающим в праведности. Все благоволение Отца пребывает на Нем, и Святой Дух нисходит, дабы запечатлеть и помазать Его Своим присутствием и Своей силой. Для Сына Бога, человека на земле, небо отверзлось, и вся любовь неба направлена на Него, объединенного со своими {Я здесь веду речь не о союзе Церкви с Христом на небесах, а о Его присоединении к остатку, что шел к Богу чрез благодать, ведомый действенностью Его слова и могуществом Духа. Это и есть, насколько я понимаю, причина того, что все эти люди получают крещение — затем приходит Иисус и присоединяется к ним}. С первых же шагов сотворенных этими смиренными душами по стезе благодати и жизни Христос с ними, поскольку Он здесь, благоволение и радость Отца и споспешествование Духа Святого — также с ними. И давайте всегда помнить, что речь идет о Нем как о человеке, в то время как Он был Сыном Божиим. Такое положение человека, предстающего пред ликом Божиим. Иисус является его мерой, его выражением. Есть две вещи здесь — благоволение Отца и сила и печать Святого Духа; в этом мире и ведомо тому, кто обладает этим. Различие, уже упоминаемое, состоит в том, что мы чрез Духа Святого заглядываем на небеса, туда, где пребывает Христос, но мы занимаем Его место здесь внизу. Давайте, таким образом, созерцать человека во Христе — отверзаются небеса — сила Святого Духа на Нем и в Нем — свидетельство Отца и отношения Сына с Отцом. Отметим, что генеалогия Христа здесь восходит не к Аврааму и Давиду, наследником обетований которых Ему надлежало быть по плоти, но к Адаму; с целью показать истинного Сына Божиего человеком на земле, где первый Адам лишился своего звания, так, как это и было. Последний Адам, Сын Бога, представ пред Отцом, готовился здесь принять на себя трудности, в которые греховность Адама первого ввергли тех из его народа, кто приблизился к Богу под воздействием Его благодати. Враг через грех возобладал над первым Адамом; и Иисус должен одержать победу над сатаной, если Он спасет тех, кто находится под его властью. Он должен связать сильного. Одоление его — это по сути вторая часть христианской жизни. Радость в Боге, подвиг в одолении дьявола, умиротворении душ спасенных, отмеченных печатью Святого Духа и идущих под Его власть. В обоих случаях верующий — с Иисусом, и Иисус — с ним.