Лука 5

Он — Человек, и Он пришел для людей. В этом славном деле Он присоединит к Себе других (гл. 5). Он имеет право делать это. Если Он в благодати, то Он таков в соответствии с полновластием Святого Духа. Он сотворяет чудо, действительно способное поразить тех, кого он позовет и которое заставило их почувствовать, что все было подвластно Ему, что все зависело от Него, что там, где человек ничего не мог поделать, Он мог делать все. Петр, пораженный присутствием Господа, в откровении признается, что он не достоин, но, увлеченный благодатью, идет ко Христу. Благодать возвышает его и дает ему говорить о себе — ловить человеков. Это уже не проповедник праведности среди народа Божиего, а тот, кто увлекает в Его сети тех, что остались отстраненными. Он влечет к Себе как проявление на земле власти и ипостаси Божией. Это благодать, которая пребывает здесь. Он был здесь с желанием и могуществом исцелять то, что являло собой образ греха, и было излечимым только при вмешательстве Бога. Но Бог вмешался; и в благодати Он может сказать и говорит тому, кто призывает Его силу, но сомневается в Его воле: «Хочу, очистись» {Если человек прикасался к прокаженному, то он был нечист. Но здесь действует благодать, и Иисус, не оскверняясь, касается прокаженного (Бог в благодати, чистый, человек, прикасающийся к скверне, дабы очистить ее)}. Все же Он подчинялся иудейским укладам, будучи законопослушен. Иисус молился как человек, зависимый от Бога. Это было Его совершенствованием как человека, рожденного под сенью закона. Более того, Ему необходимо признание установлений Бога, не отмененных пока оттого, что Он отвергнут. Но это послушание как человека стала свидетельством; ибо только властью Господней могла врачеваться проказа, и Он излечил от нее, и священникам надлежало признать то, что имело место. Однако он дает милость, равно как и очищение. Он предоставляет доказательство этому, снимая всякую немощь и наделяя силой того, кто ею не обладал. Это не было учением о том, что Бог мог миловать. Они верили в это. Но Бог вмешался, и было прощение. Им не нужно было долее ждать ни последнего, ни судного дня, чтобы осознать свое положение. Никакому Нафану не требовалось приходить и возвещать это от имени Бога, Который был на небе, в то время как Его народ был на земле. Прощение пришло в Лице Сына Человеческого, сошедшего на землю. Всем этим Иисус дает доказательства власти и прав Господних. В этом случае это было исполнение Псалма 102,3, однако в то же время Он представляет эти доказательства, как исполненные силою Святого Духа, что есть без меры в человеке, в Его собственной Личности истинного Сына Божиего. Сын Человеческий обладает властью прощать грехи: воистину явился Господь Бог, человек на земле. Сын Человеческий предстал перед ними воочию, в благодати, дабы употребить эту власть — доказательство того, что Бог их посетил. В обоих этих случаях {Призыв к Петру является более общим в том отношении, что он связан с Личностью Христа. Тем не менее, хотя он был ловцом человеков (слово, по-видимому, употребленное по контрасту в сравнении с рыбой, которую он ловил), он нес свое служение несколько более особенно по отношению к Израилю. Но именно сила в Личности Христа повелевала его сердцем; так что было что-то в корне новое, но еще в своей связи с Израилем, в то же время распространяющееся за пределы его. Именно в конце главы 7 и в главе 8 мы выходим за узкие рамки Израиля} Господь, являя власть, готовую к распространению и предназначенную к распространению за пределы этой сферы, показывает ее в связи с Израилем. Очищение было доказательством власти Иеговы посреди Израиля, а прощение было связано с Его правлением в Израиле, и поэтому доказало себя совершенным исцелением больного в согласии с уже приведенным псалмом {Сравните Иов 33,36 и Иаков 5,14.15 — первые зримые рассеяния и Иаков в христианстве. В Израиле это Сам Господь в высшей благодати}. Несомненно, эти права не ограничивались Израилем, но в тот момент они были использованы в связи с этим народом. Он очистил в благодати то, что мог очистить лишь Иегова. Он простил то, что лишь Иегова мог отпустить, удаляя все последствия их греха. В этом смысле это было прощение управления; могущество явившегося Иеговы, способное полностью восстановить или переустроить Израиль — где бы то ни было, по крайней мере это могло принести пользу. Впоследствии мы встретим прощение для умиротворения души. Призыв к Левию и то, что за ним следует, показывают не только то, что этой силе благодати суждено выйти за пределы Израиля, но и то, что старый сосуд не способен выдержать ее. Она должна построить сосуд для себя. С другой стороны, мы можем здесь также заметить, что верх характеризуется стойкостью. В осознанности несчастья, несчастья без средства избавления от него, и в уверенности, что Тот, Кто способен исцелить, находится здесь, она, сила, не дает себя поколебать — не откладывает облегчение на потом. Теперь могущество Бога было здесь, чтобы удовлетворить этому. Это ставит точку в той части повествования, которая положительным образом раскрывает божественную силу, посетившую землю в благодати в Лице Сына Человеческого и примененную в Израиле в том его положении, в котором она нашла его. То, что следует за этим, характеризует ее применение в противопоставлении с иудаизмом. Но то, что мы уже исследовали, разделено на две части с четко различимыми действующими лицами, заслуживающими упоминания. Вначале, от главы 4,31-41, это могущество Господа, проявляющее себя от Его имени в виде триумфа (вне какой-нибудь особой связи с разумом личности) над всеми силами дьявола в недуге ли или же в одержимости. Власть дьявола — здесь: Иисус изгоняет ее и исцеляет тех, кто от нее страдал. Но с другой стороны, Его дело — противодействовать. И царствованием было не только проявление власти, изгоняющей всю силу дьявола, но и силы, которая приводила души к общению с Богом. Мы видим это в главе 5,1-26. Здесь идет речь об их положении пред Богом, грехом и верой — всем тем, что касается их отношений с Богом. Таким образом, здесь мы зрим власть слова Христова над сердцами, проявление Его славы (Он признан Господом), осуждение греха, попросту завидующего Его славе в плане Его святости, которой надлежит удерживаться нерушимой; душу, принимающую сторону Бога вопреки самой себя, поскольку она любит святость и чтит славу Бога, даже чувствуя притягательность Его благодати; так что благодаря этому все забыто — рыба, сети, лодка, опасность: «одно» возобладало над душой. Ответ Господа затем разгоняет все страхи, и Он приобщает освобожденную душу к Себе в благодати, которую Он употребил по отношению к ней и в делах, кои Он вершил для людей. Она уже претерпела моральное избавление от всего того, что окружало ее; теперь, во всей отраде, даруемой благодатью, она раскрепощается силой благодати и целиком предается Иисусу. Господь — совершенное проявление Бога — в создании новых привязанностей через это Божие откровение разъединяет душу со всем тем, что связывало ее с этим миром, с укладом необновленного человека, с тем чтобы отделить ее для Себя — для Бога. Он окружает себя всеми теми, кто имел избавление, становясь в их центре; и разумеется, дает избавление, будучи там. Затем Он очищает прокаженного, что не мог сделать никто, кроме Иеговы. Он по-прежнему поступает сообразно Своему подзаконному положению; и, как бы ни была велика Его слава, Он продолжает придерживаться полной зависимости как человек пред Богом. Нечистый прокаженный может повернуться к Богу. Он также прощает. Виновный больше не виновен пред Богом; он прощен. Вместе с этим он обретает крепость. Тем не менее, это по-прежнему деяния Сына Человеческого. В обоих случаях вера ищет Господа, принося свои нужды к Нему. Здесь Господь показывает особенности Своей благодати по отношению к объектам ее. Будучи верховной, будучи Божией, она действует в силу своих прав. Человеческие обстоятельства ей не препятствуют. Она по своей природе соотносится с человеческой нуждой, а не с человеческими привилегиями. Она не подвержена уставам {Христос, рожденный в законе, должен был им подчиняться; но это другой вопрос. В данном случае это божественная сила, действующая во благодати} и не идет через них. Власть Бога чрез Дух сказалась здесь, и действовала для самое себя, и оказала свое собственное воздействие, отстраняя то, что было старо — то, чем был закрепощен человек и пределами чего сила Духа не могла быть ограничена. Книжники и фарисеи не желают общения Господа с нечестивыми и падшими. Бог ищет тех, кому Он нужен — грешников — в благодати. Когда они спрашивают, почему Его ученики не соблюдают обычаев и установлений Иоанна и фарисеев, посредством которых они направляли законное благочестие своих учеников, то ответ в том, что новое не может подчиняться форме, принадлежавшей тому, что было старо и что не могло выдерживать силы действенности того, что исходило от Бога. Старыми были человеческие формы по плоти; новой была действенность Бога, согласно Святому Духу. Более того, тогда было не время для благочестия, которое приняло форму самоуничижения. Что еще мог поделать человек? Но Жених был здесь. Тем не менее, он был человеком, а не действенность Бога {Но здесь также Господь, излагая причину того, что ученики не следуют обрядам и установлениям Иоанна и фарисеев, объединяет их по двум уже упомянутым принципам — Его положение посреди Израиля и сила благодати, вышедшая за его пределы. Мессия, Сам Иегова, был среди этой благодати (несмотря на их подчиненность язычникам), в согласии с которой Иегова назвал Себя «Я Господь, целитель твой». Так или иначе, Он был здесь в превосходстве благодати ради веры. Следовательно, те, кто признали Его Мессией, мужем Израиля, — могли поститься пока Он был с ними? Он покинет их: несомненно, это будет временем поста для них. Во-вторых, более того, это было невозможно. Он не мог подогнать новые одежды христианства к ветхому рубищу иудаизма, по природе своей неспособного воспринять его энергию или приспособиться к благодати, к тому же изнуренного грехопадением, в результате чего, по суду, Израиль поступил в зависимость от язычников. Кроме того, могущество Духа Бога во благодати не могло быть ограничено установлениями закона. Оно бы их смело само по себе. Призыв Левия наиболее явно конфронтировал с предубеждениями Иудеев. Их же земляки являлись орудием вымогательства у их же хозяев и чрезвычайно болезненно напоминали им об их зависимости от язычников. Но Господь был там в благодати, отыскивая грешников. Святой Дух раскрывает перед нами присутствие Господа и права, неотъемлемо принадлежащие его Личности и Его высшей благодати, что явились в Израиль с тем, чтобы непременно выйти за его пределы (оставив, таким образом, в стороне правовую систему, неспособную к восприятию нового). Это есть ключ ко всем этим повествованиям. Так в том, что следует дальше в отношении субботы, один случай показывает то превосходство, которое Его славная Личность придала Ему над тем, что было предметом самого завета; второй случай — то, что благость Бога не может отречься от своих прав и своего естества. Он будет творить добро даже в субботний день}.