Иоанн 8

Противоположность этой главы иудаизму, даже его наилучшим надеждам на будущее, что Бог приготовил для Его земных людей, слишком очевидна, чтобы на этом останавливаться. Это Евангелие повсеместно раскрывает Иисуса вне всего, что принадлежало той земной системе. В главе 6 это была смерть здесь внизу на кресте. Здесь же — слава на небесах, при этом Иудеи отвергнуты, а Святой Дух дан верующему. В главе 5 Он дает жизнь как Сын Божий; в главе 6 Он явлен тем же Сыном, но не божественно оживотворяющим и судящим, будучи Сыном Человеческим, но как снизошедшим с небес. Сыном в смиренности, однако истинным хлебом с неба, который дал Отец. И в этом Скромном необходимо видеть Сына, дабы жить. Затем, как пришедший так и принявший образ слуги, и явленный в определенной степени как человек, Он (ст. 53) смиряется и страдает на кресте как Сын Человеческий; в главе 7 Он, когда прославляет, посылает Святого Духа. Глава 5 преподносит Его названия личной славы; главы 6,7 — Его дело и дарение Духа верующим, что следует за Его настоящей славой в небесах {Эта слава, однако, предполагается, но не преподносится. Он не может ни пойти на праздник кущей, покой Израиля, ни явить Себя, как это Он сделает затем, миру; но дает вместо этого Святого Духа. Это, мы знаем, предполагает Его настоящее положение, о чем есть ссылка в главе 6}, чему на земле отвечает присутствие Святого Духа. В главах 8,9 мы найдем, что Его свидетельство и Его дело отринули, а также то, что возникает между Ним и Иудеями. Следует отметить также, что главы 5 и 6 повествуют о жизни. В главе 5 это представлено верховно и божественно чрез Того, Кто обладает этим; в главе 6 душа, принимая и будучи занятой Иисусом чрез веру, находит жизнь и питается от Него благодатью Отца: две вещи различаются по своему характеру — Бог дает; человек, через благодать, питается. С другой стороны, глава 7 представляет Его уход к Пославшему Его и, между тем, Святой Дух, раскрывающий славу, в которую Он входит, в нас и чрез нас, в своем божественном характере. В главе 5 Христос представлен Сыном Божием, Который оживляет в отвлеченной божественной силе и воле то, что Он есть, а не место, где Он находится, но и судит один, будучи Сыном Человеческим; в главе 6 тот же Сын, но сошедший с небес, есть предмет веры в Своей смиренности, затем — Сын Человеческий, умирающий и возвращающийся; в главе 7 еще не раскрыт для мира. Святой Дух явлен вместо, когда Он восславлен сверху, Сына Человеческого на небе — по меньшей мере дано рассуждение о Его восхождении туда. В главе 8, как мы уже сказали, слово Иисуса отвернуто; а в главе 9 — и Его дело. Но есть что-то большее, чем это. Личная слава главы 1 передана и развита во всех этих главах раздельно (оставляя на время стихи 36-51 главы 1): мы снова обнаружили стихи 14-34 в главах 5,6 и 7. Сейчас Святой Дух обращается к предмету повествования первых стихов данной главы. Христос есть Слово; Он есть жизнь, жизнь, что является светом человеков. Три главы, которые я сейчас выделил, повествуют о том, чем Он является в благодати для людей, объявляя в то же время Его право судить. Здесь же (в главе 8) Дух представляет нам то, что Он есть в Самом Себе и что — для человеков (помещая их в испытание так, что отвергая Его, они отвергают себя и являются негодяями). Давайте теперь рассмотрим нашу главу. Противопоставление иудаизму очевидно. Они приводят женщину, чей грех неоспорим. Иудеи, по своей нечестивости, приводят эту женщину в надежде смутить Господа. Если Он осудит ее, то Он не спаситель — и закон так мог действовать. Если Он позволит ей уйти, то Он презирает и отвергает закон. То было разумно; но чего достигает разум пред лицом бога, Который ищет сердца? Господь позволяет им самим хорошо разобраться не отвечая некоторое время. Возможно, они подумали, что Он находится в затруднении. Наконец Но говорит: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень.» Обличаемые своей совестью, они, без чести и веры, покидают сцену своего смятения, отходя друг за другом, заботясь о себе, заботясь об образе, не совести, уходя от Того, Кто обличил их; а первый уходит тот, кто, по большинству мнений, должен спасти. Какая печальная картина! Какое могущественное слово! Иисус и женщина оставлены одни, вместе. И кто же устоит не обличенным пред лицом Его? Что касается женщины, чей грех известен, то Он не идет далее положения Иудеев, за исключением сохранения прав Своей собственной Личности в благодати. Это не представляет собой то же, что и в Евангелии от Луки 7, неограниченное прощение и спасение. Иные не могли осудить ее — и он не будет. Пусть идет и пусть больше не грешит. Здесь Господь являет не благодать спасения. Он не судит, Он не пришел для этого; однако темой этих глав не является действенность прощения — но слава Его Лица в противопоставлении всему, что от закона. Он есть свет, и чрез силу своего слова Он вошел как свет в совесть тех, кто привел женщину. Ибо Слово есть свет; но это не свет. Приходя в мир, Он был (гл. 1:4-10) свет. Сейчас это — жизнь, что является светом человеков. Это не закон, что сотворяет требования, это не осуждено; или что обещало жизнь при послушании его предписаниям. Это — сама Жизнь, что была в Его Лице, и та жизнь явилась светом человеков, обличая их и, возможно, осуждая; но это было как свет. И так Иисус говорит здесь — в противоположность закону, привнесенного теми, кто не мог устоять пред светом — «Я свет миру» (не только Иудеям). В этом Евангелии нам явлено то, что есть в своей Личности Христос, Бог ли, Сын ли, пришедший от Отца, Сын ли Человеческий — а не то, чем был Бог в особых отношениях с Иудеями. Посему Он есть предмет веры в Своем Лице, а не промыслительных деяниях. Идущий за Ним будет иметь свет жизни. Но это находим именно в Нем, в Его Личности. И Он мог свидетельствовать о Себе, потому что, хотя Он и был человеком там, в этом мире, Он знал, откуда Он пришел и куда Он идет. Он — Сын, пришедший от Отца и возвращающийся к Нему обратно. Он знал это и осознавал. Его свидетельство, посему, не было свидетельством какого-либо заинтересованного лица, в ком можно было усомниться. Были, как доказательство того, что этот человек был Тот, за Кого Он являл Себя, свидетельство Сына (Его собственное) и свидетельство Отца, Если бы они знали Его, то они знали бы и Отца. В то время — вопреки такому свидетельству, как это — никто не наложил на Него руки: Его час еще не пришел. было лишь хотение этого; ибо их противостояние Богу было определенным и известным Ему. Это противостояние было четко определено (ст. 19-24); следовательно, если они не уверуют, то умрут во грехах своих. Однако Он говорит им, что им следует знать, кто Он, когда Он будет отвергнут и вознесен на кресте, заняв совсем иное положение, нежели Спаситель, отвергнутый народом и неизвестный миру; когда не будет больше явлен им как таковой, они узнают, что Он воистину был Мессией и что Он был Сыном, Который говорил с ними от Отца. Когда Он сказал это, многие поверили Ему. Он объявляет им влияние веры, что дает возможность для явления истинного положения Иудеев с ужасной точностью. Он объявляет, что истина сделает их свободными и что, если Сын (Который есть истина) освободит их, они будут истинно свободны. Истина морально освобождает пред Богом. Сын, посредством прав, что обязательно являются Его, и посредством наследия в доме, поместит их в это положение согласно тем правам и в силе божественной жизни, что пришла с небес — Сын Божий с силой воскресения объявил это. В этом было истинное становление свободными. Уязвленные мыслью о рабстве, что их гордость не могла вынести, они объявляют себя свободными и то, что никогда не были в рабстве у кого-либо. Отвечая, Господь показывает, что делающие грех являются рабами (слугами) греха. И сейчас, будучи под законом, будучи Иудеями, они были рабами в доме: их надо было бы изгнать. Но у Сына неотъемлемые права; Он был от дома и пребывает в нем вечно. Под грехом, под законом то же самое касалось и чада Адамова; он был рабом. Апостол показывает это в Рим. 6 (сравните главы 7 и 8) и в Галатам 4 и 5. Более того, они не были ни реально, ни морально детьми Авраама пред Богом, хотя они и являлись таковыми по плоти; ибо они искали убить Иисуса. Они не были чадами Божиими; если бы они были, то они возлюбили бы Иисуса, Который пришел от Бога. Они были детьми дьявола и делали его работу. Отметьте здесь, что понять значение слова означает путь к осознанию, силы слов. Один не постигает значение слов и явлений; другой же постигает явления, а значение слов становиться затем очевидным. Они стали противиться свидетельству, полагая, что Он возвеличивал Себя больше всех тех, на кого они опирались. Они поносили Его из-за Его слов; и их противопоставление понуждало Господа разъяснять Себя более ясно; пока, сказав, что Авраам рад был увидеть Его день, и Иудеи соотнесли это с Его возрастом как человека, Он не сказал, что Он является Тем, Кто называет Себя «Я есмь» — высшее имя Бога, что Он есть Сам Бог — Тем, Кого они якобы знали как раскрывающего Себя при купине. Прекрасное откровение! Презираемый, отвергнутый человек, презираемый и отвергнутый человеками, отрицаемый, непочитаемый, то был Сам Бог Там Какое явление! Какое полное изменение! Какое откровение признающим Его или познавшим Его! Каково положение тех, кто отринул Его из-за того, что их сердца противились всему тому, чем был Он, ибо Он не замедлил явить Себя! Какая мысль, что Сам Бог был там! Сама благость! И ка все тускнеет пред Ним! — закон, человек, его доводы. Несравненно все зависит от этого великого обстоятельства. И, блаженно имя Его! этот Бог есть Спаситель. Мы обязаны страданиям Христа за то, что знаем это. И отметьте здесь, как осуществляется чрез откровение Его Самого, если истинно, установление формального устроения от Бога, и приносится бесконечно больше благословения. Но здесь Он являет Себя Свидетелем, Словом, Словом, ставшим плотью, Сыном Божиим, но все же Словом, Самим Богом. В начале повествования главы Он является свидетельством совести, Слов, Которое ищет и обличает. Стих 18, Он свидетельствует с Отцом. Стих 26, Он возвещает миру, что Он послан Отцом и что научен Богом тому, что Он говорит. Более того, Отец с Ним. Стихи 32, 33, истина ведома чрез Его слово, и истина делает свободными. Стих 47, Он говорит слова Божии. Стих 51, Его слово, если его соблюдать, охраняет от смерти. Стих 58, то говорил именно Сам Бог, Иегова, Которого знали Отцы. Противление возникает из-за слова истины (ст. 45). Противящиеся были от противника. Он от начала был человекоубийцей, а они последовали за ним; но так как истина являлась источником жизни, то противника характеризовало то, что он не требовал в истине: в нем не было истины. Он отец и источник лжи, и когда говорится ложь, то говорит ее он. Грех был рабством, и они были в рабстве при законе. (Истинно, что Сам Сын делает свободными). Но, более того, Иудеи были врагами, детьми врага, и они будут делать его работу, не веря словам Христа, потому что Он говорил истину. Здесь нет чуда; есть сила мира, а живое слово есть Сам Бог: отвергнутый людьми, Его вынудили, как и было, говорить истину, дабы открыть Себя, сразу сокрытого и явленного, как и было Он во плоти — сокрытого касательно Его славы, явленного касательно всего, чем Он был в Своем Лице и Своей благодати.