Иоанн 12

Сейчас Его место (гл. 12) с остатком, где Его сердце нашло покой — в доме в Вифании. Мы имеем, в этом роду, примере истинного остатка Израиля, три разных случая в отношении их положения пред Богом. У Марфы была вера, которая, вне сомнений, прилепила ее ко Христу, но которая не пошла далее того, что необходимо для Царствия. Убереженные на земле в последствии дни будут иметь то же самое. И вера признает в конце Христа Сыном Божиим. Лазарь был там, живя той силой, которая могла воскресить и всех мертвых святых таким же образом {Я говорю лишь о силе, необходимой для получения этого влияния; ибо воистину греховное положение человека, будь то Иудей или язычник, требует искупления; и не будет святых, чтобы призвать из мертвых, если благодать Божия не будет действовать посредством, и с точки зрения, искупления. Я говорю просто о силе, что пребывает в Личности Христа, что преодолела всю силу смерти, которая не могла ничего сделать против Сына Божия. Но положение человека, которое привело к необходимости смерти Христа, явлено лишь через Его отвержение, что подтвердило неспособность всего привести человека, каким он был, обратно к Богу}, которая, через благодать, в последний день призовет Израиль, морально, из состояния смерти. Словом, мы находим остаток, который не умрет, сбереженный через истинную веру (но веру в живого Спасителя, который избавит Израиль), и воскрешенных из мертвых, дабы пребывать в Царствии. Марфа служила; Иисус пребывает в окружении их; Лазарь возлежал с Ним. Но был также и представитель другого класса. Мария, которая испила у колодезя истины и получила эту живую воду в своем сердце, поняла, что было еще что-то, большее, нежели упование и благословение Израиля — а именно, Сам Иисус. Она делала то, что угодно было Иисусу при отвержении Его -Ему, Который есть воскресение до того, как Он станет нашей жизнью. Ее сердце отождествляет ее с тем Его деянием, и она помазала Его на день Его погребения. Для нее именно Сам Иисус пребывает в центре внимания — и Иисус отвергнутый; а вера занимает свое место в том, что являлось семенем собрания, все еще скрытого в земле Израильской и этого мира, но что, в воскресении, произойдет во всей красе жизни Божией — жизни вечной. Именно вера тратит себя на Него, на Его тело, в коем Ему пришлось понести наказание за грех ради нашего спасения. Эгоистичность неверия, предание своего греха в его презрении Христа и ее безразличие дают повод Господу добавить ее истинное значение этому действию Его возлюбленного ученика. То, что она помазала Ему ноги, выделено здесь как являющем, что все, что было от Христа, что было Христом, имело для нее ценность, которая не давала ей уважать что-либо другое. Такова истинная оценка Христа. Вера, которая знает Его любовь, что дает знание — такая вера является принятым благоуханием во всем доме. И Бог вспоминает это по благодати Своей. Иисус понял ее: вот все, что она хотела. Он оправдывает ее; кто воскресит ее? Эта сцена завершена, а ход событий продолжается. Враждебность Иудеев (увы! враждебность человеческого сердца, предавлясь себе и, следовательно, врагу, который является по природе своей человекоубийцей и Бога — врагу, что ничего только человеческое может подчинить) искала также убить и Лазаря. Человек действительно способен на это: но способен на что? Все подчиняется ненависти — этому виду ненависти Бога, Который явил Себя. Но посему это, действительно, будет непостижимо. Сейчас им следовало или же уверовать в Иисуса, или же отвергнуть Его: ибо Его власть была настолько очевидной, что им надлежало сделать или то или другое — человек принародно воскрес из мертвых спустя четыре дня, а живые среди людей более не владели каким-либо поводом для неопределенности. Иисус божественно знал это. Он являет Себя как Царь Израилев, дабы подтвердить Свои права и дать спасение и обетованную славу народу и Иерусалиму {В этом Евангелии причиной сбора народа для встречи и сопровождения Иисуса явилось воскрешение Лазаря — свидетельство тому, что Он есть Сын Божий}. Люди понимали это. Должно быть, то было обдуманное отвержение, как хорошо это знали фарисеи. Но час настал: и хотя они не могли ничего сделать, ибо мир искал Его, Иисус предан смерти, ибо «отдал Себя Самого». И сейчас было рождено второе свидетельство Бога Христу как истинному Сыну Божиему. Он свидетельствовал как о Сыне Божием при воскресении Лазаря (гл. 11:4) и Сыне Давидовом при въезде в Иерусалим на молодом осле. Следует признать и еще одно имя Сын Человеческий, Ему надлежит владеть всеми царствами на земле. Греки {Собственно говоря греки: не Эллины, то есть Иудеи, которые говорили на греческом языке и пребывали в чужеземных странах, будучи рассеянными} приходят (ибо слава Его разлетелась далеко) и хотят увидеть Его. Иисус говорит: «Пришел час прославить Сыну Человеческому». Но Он возвращается к мыслям о том, выражением чего было помазание Марии для Его сердца. Его примут как Сына Давидова; но, занимая Свое место как Сына Человеческого, пред Ним обязательно открывается нечто другое. Как можно узреть Его как Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных, дабы овладеть всем по советам Божиим не умерев? Если бы Его человеческое служение на земле завершилось, и Он освободился, взывая, если нужно, о двенадцати легионах Ангелов, то никто не смог бы иметь и доли с Ним: Он остался бы один «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Если Христос принимает Свою небесную славу и не пребывает в ней один, то Он умирает, дабы достичь ее и привести с Собой души, которым Бог дал Ему. Воистину час пришел: нельзя больше медлить. Все теперь было готово для конца испытания этого мира, человека, Израиля; и, кроме всего, исполнялись советы Божии. Внешне все было свидетельством Его славы Он въезжает в Иерусалим с триумфом — народ провозглашает Его Царем. Каковы же были Римляне? Они безмолвствовали пред Богом. Греки пришли искать Его. Все приготовлено для славы Сына Человеческого. Но сердце Иисуса хорошо знало, что ради этой славы — ради исполнения дела Божия, ради того, чтобы Ему иметь человеческое существо с Собой во славе, ради того, чтобы житница Бога была наполнена по советам благодати — Он должен умереть. Нет иного пути для грешных душ, дабы прийти к Богу. То, что предвосхитило чувство Марии, Иисус знает по истине; Он чувствует это по мыслям Бога и подчиняется этому. А Отец отвечает в этот торжественный миг неся свидетельство славного результата того, что необходимо было для Его высшей величественности в тот час — величественности, которую Иисус всецело прославил Своим послушанием: и кто мог сделать такое, не считая Его, Кто, чрез то послушание, привнес любовь и власть Бога, что исполнило это? В том, что следует, Господь вводит великий принцип, связанный с истиной, содержащейся в Его жертве. Не было связи между плотской жизнью человека и Богом. Если в человеке Иисуса Христе жизнь и была в полной гармонии с Богом, то Он должен положить ее из-за этого состояния человека. Будучи от Бога, Он не мог остаться в связи с человеком. У человека не будет этого. Иисус скорее умрет, нежели не исполнит Свое служение через прославление Бога — нежели не будет послушным до конца. Но если кто-либо полюбил свою жизнь в этом мире, то он потерял ее; ибо она не связана с Богом. Если кто-либо чрез благодать возненавидел ее — отделил себя в сердце от этого принципа вражды Богу и посвятил свою жизнь Ему, то он будет иметь ее в новом и вечном состоянии. Служить Иисусу. следовательно, означает идти за Ним; и куда Он идет, туда и Его раб. Результат отождествления сердца с Иисусом, явленный в следовании за Ним, переходит из этого мира, как воистину Он делал, и благословенный Мессии в небесную и вечную славу Христа. Если кто-либо служит Ему, то Отец вспомнит это и будет почитать его. Все это сказано в свете Его ум; а Его душа взволнована. И в справедливом страхе об этом часе, который, сам по себе, является судом Божиим и концом человека как создал его Бог здесь на земле, Он просит Бога избавить Его от этого часа. И, воистину, Он пришел — не чтобы быть (хотя Он и был) Мессией, не чтобы (хотя это было Его право) принять царство; но Он пришел именно для этого часа — чтобы через смерть прославлять Отца Своего. Этого Его желание включает, что может. «Отче! прославь имя Твое», — вот Его единственная молитва. Это совершенство — Он чувствует, что есть смерть: не было бы жертвы, если бы Он не чувствовал этого. Но чувствуя это, Его единственным желанием остается прославление Своего Отца. Если это означает для Него все, то работа совершена соответственно. Отец не мог не ответить Ему, совершенному в таком желании, в желании до самой смерти. В Своем ответе, как это представляется мне, Отец объявляет о воскресении. Но какая благодать, какое чудо допущено в это сообщение! Сердце изумлено, преисполненное поклонением и благодатью, созерцанием совершенства Иисуса, Сына Божия, до смерти; скажем так, абсолютно; и видя Его с полным осознанием того, что есть смерть, ища единственную славу Отца; ответа Отца — ответа, морально необходимого для этой жертвы Сына и для Его собственной славы. Так, Он сказал: «И прославил и еще прославлю». Я полагаю, что Он прославил в воскресении Лазаря {Вознесение следует за положением Христа. Лазарь был воздвигнут, когда Христос жил здесь во плоти, и Лазарь воскрешен к жизни во плоти. Когда Христос во славе воскресит нас, то Он воскресит нас во славе. И даже сейчас, когда Христос с сокрыт в Боге, наша жизнь сокрыта с Ним Там}, Он сделает так опять в воскресении Христа — славном воскресении, которое, само по себе, подразумевает и наше; даже если Господь сказал не называя Свое собственное. Давайте сейчас рассмотрим связь между истинами, о которых сообщается в этом замечательном отрывке. Час настал для славы Сына Человеческого. Но, в порядке этого, необходимо, чтобы драгоценное пшеничное зерно пало в землю и умерло; иначе оно останется одно. Это всеобщий принцип. Плотская жизнь этого мира в нас не имела части с Богом. Надо идти за Иисусом. Тогда мы будем с Ним: это служит Ему. Мы будем также почитаемы Отцом. Христос, для Себя, смотрит смерти в лицо и ощущает всю ее значимость. И все же Он предается единственному — прославлению Своего Отца. И Отец отвечает Ему в этом. Его желании будет исполнено. Он не останется без ответа на Свое совершенство. Люди слышат это как глас Господа Бога, как описано в Псалтыри. Христос (Кто во всем этом всецело поместил Себя в стороне, говорил лишь о славе идущих за Ним и Своего Отца) объявляет, что глас этот пришел ради людей, чтобы они могли осознать, чем Он был для их спасения. Затем Ему, Кто поместил Себя в стороне и подчинился всему ради Отца Своего, открывается не будущая слава, но ценность, значимость, слава дела, которое Ему исполнять. Принципы, о которых мы говорили, составляют здесь центральное место для своего развития. В Его смерти мир осужден: сатана был его князем, и он отринут: как явлено, именно Христос был таковым. Смертью Он морально и законно уничтожил того, кто имел силу смерти. Это было всеобщее и полное уничтожение всех прав врага, над кем — и чем-либо, когда Сын Божий и Сын Человеческий выносил осуждение Бога как человек в послушании к смерти. Все права, которым владел сатана через непослушание человека и суд Божий этому, были лишь правами благодаря призывам Бога к человеку и возвращению ка Христу одному. Будучи поднятым между Богом и миром, в послушании, на кресте, выносил все, что шло от греха, Христос стал точкой притяжения для всех живущих людей, ибо через Него они могут приближаться к Богу. Живущего, Иисуса надлежало признать как Мессию обетованного; поднятый от земли как жертва пред Богом, не будучи более от земле как живущий на ней, Он явился точкой притяжения к Богу дал всех тех, кто, живя на земле, были отчуждены от Бога, как мы видели, кто мог прийти к Нему туда (через благодать) и иметь жизнь через смерть Спасителя. Иисус предупреждает людей, что лишь немного Он, свет миру, останется с ними. Им следует уверовать, пока есть еще время. Скоро придет тьма, и они не будут знать, куда идти. Мы видим, что, какими бы ни были мысли, которые занимают Его сердце, любовь Иисуса никогда не охладевает. Он помышляет об окружающих Его — о человеках по их нужде. Тем не менее, они не верили свидетельству пророка, сказавшему о Его смиренности к смерти, давшему видение Его божественно славы, которая не могла не навести суд на роптавших людей (Исаия 53 и 6). Такова, однако, благодать, что Его смирение будет их спасением; и, во славе, что судила их, Бог вспомнит советы Его благодати, как несомненный плод той славы, что был суд, который Святой, Святой, Святой Иегова Саваоф изречет — таки против зла — суд, откладываемый Его долготерпением в течение столетий, но исполненный теперь, когда эти последние усилия Его милости презрены и отвергнуты. Они предпочли славу человеческую. Наконец Иисус возвещает то, чем воистину является Его приход — что, действительно, верующие в Него, в Иисуса, Которого они видели на земле, веруют в его Отца и видят Его Отца. Он пришел как свет, и они, верующие, не будут ходить во тьме. Он не судил; Он пришел спасти; но слово, которое Он говорил, будет судить слышавших его, ибо оно было словом Отца и было жизнью вечной.